Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка.
1. Язык как среда герменевтического опыта.
Мы говорим, что мы "ведем" беседу; однако чем подлиннее эта беседа, тем в меньшей степени "ведение" ее зависит от воли того или иного из собеседников. Так, подлинный разговор всегда оказывается не тем, что мы хотели "вести". В общем, правильнее будет сказать, что мы втягиваемся или даже, что мы впутываемся в беседу. В том, как за одним словом следует другое, в том, какие повороты, какое развитие и заключение получает разговор,- во всем этом есть, конечно, нечто вроде "ведения", однако в этом "ведении" собеседники являются в гораздо большей мере ведомыми, чем ведущими. Что "выяснится" в беседе, этого никто не знает заранее. Достижение взаимопонимания или неудача на пути к нему подобно событию, случающемуся с нами. И лишь когда разговор окончен, мы можем сказать, что он получился или же что судьба ему не благоприятствовала. Все это означает, что у разговора своя собственная воля и что язык на котором мы говорим, несет в себе свою собственную истину, то есть "раскрывает" и выводит на свет нечто такое, что отныне становится реальностью.
Х.-Г. ГАДАМЕР, Истина и метод.
+ + +
А теперь - УНИКАЛЬНЫЕ АУДИОМАТЕРИАЛЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ МЫСЛЬ ГАДАМЕРА.
К сожалению, при жизни великий мыслитель не успел с ними ознакомиться.
Click to view