Расскажу отдельно о лидином творчестве в конце года.
Лида уже год ходит на рисование в детско-юношеский клуб «Бриг» у дома. Там рисуют на разные сезонные и часто на свободные темы - в основном акварельными красками.
Вот
здесь рассказ о том, как Лида начала ходить на рисование. Весь прошлый год учитель намечала детям контуры рисунка, а они их раскрашивали акварелью. Рисунки получались красивые.
(Вообще, я удивлена, что дети начинают рисовать именно с акварели: это такая непростая и капризная краска. Гуашью, на мой взгляд, рисовать значительно проще. В этом году педагог уже учит их группу рисовать контур самостоятельно, с помощью простых форм - кругов, овалов, треугольников.)
Рисунки Лиды стали менее аккуратными и декоративными, но более самобытными.
Сверху изображены чаепитие у Лисы и матрёшка с таймером-цыплёнком (почему-то). Внизу в кастрюлю летят грибы, рядом огородное пугало. Иногда в дополнение к основному рисунку Лида рисует что-то из тем старшей группы. Узнаёте сюжет?
И в этом году на кружке рисования они лепят не одиночные фигурки, а скульптурные группы.
Акварельными красками Лида пользуется уже два года, но я не могу сказать, что она их освоила и полюбила, потому что дома рисует только карандашами и фломастерами. От занятий в кружке я пока вижу два результата: Лида стала лучше чувствовать цветовые сочетания и чаще закрашивает фон домашних картин. Вот эта пицца уже выглядит довольно аппетитно убедительно.
А год назад, до кружка, Лида рисовала чаще всего примерно так.
Навык объёмной лепки, похоже, закрепился хорошо: дома Лида часто лепит сама. Вот, например, фиксик, матрёшка, снеговик и одноглазая русалка - у каждого свой характер.
Год назад получалось вот так.
Полноября Лида делала из пластилина и щедро дарила всем перстни, инкрустированные "драгоценными камнями". Это её собственная придумка, мне очень нравится.
Дома Лида рисует часто, это весомая часть её досуга. После полугода занятий в кружке она стала рисовать аккуратнее, больше пользуется цветом. Она и раньше выражала в рисунках впечатления и переживания, но теперь стала использовать живопись как средство коммуникации - рисовать картины в подарок, в том числе портреты. Вот
здесь есть пример, и там же я впервые анализировала её мотивы в рисовании.
Сейчас в лидином художественном творчестве можно выделить устойчивые жанры. Например, всем уже знакомая…
Эти карты ей показала Виталина. И они часто рисуют их в саду или обмениваются нарисованными дома. Сначала они были совсем простыми, но со временем под лидиным карандашом на такой карте возникает целая сказочная страна.
Иногда и не очень-то идиллическая, как в прошлой
загадке.
Второй по частоте жанр - открытки. Лида часто рисует и подписывает их для подруг и гостей. В них тоже отражаются какие-то её мысли и впечатления. Например, на обложке открытки на день рождения Алины изображена Элли в волшебной золотой шапке.
А вот само поздравление и, конечно, волшебная пони, кумир их девичьей тусовки.
Иногда открытки иллюстрированы адресно, по принципу "что человек любит". На деньрожденческой открытке для папы, как обычно, корабли и яхтенные медали.
Лида часто рисует открытки нашим взрослым друзьям, когда ждёт их в гости. Открытки для гостей она прорисовывает особенно тщательно - точно так коты намывают гостей. Аня и Надя, ваши открытки вас ждут, приезжайте поскорее!
Ещё один популярный жанр - подарок для мамы. Как правило, какая-нибудь идиллическая картина, что-то красивое (парк, сад) или как мы с ней гуляем в красивом месте.
Идём в кафе праздновать Новый год. Там нас ждёт заботливый повар ("Ура, готовить не надо!").
Или Лида рисует мне что-нибудь, "что мама любит" (предварительно хитро вызнаёт). Например, "древнерусский костюм".
Ещё она часто рисует мои портреты. Тут психологи возьмутся за голову: на этих портретах у меня теперь всегда на руках Лукьян. Похоже, что Лида воспринимает нас как единое целое. Видимо, в её сознании Лука от меня неотделим.
Она часто изображает всю нашу семью в коронах. Здесь у Луки и Юры - короны, а у нас с Лидой - диадемы.
Лиде очень нравится модель "Папа - король, мама - королева, а Лука и Лида - принц и принцесса". Мы её тоже одобряем, потому что она наглядно воплощает порядок наследования престола в семье.
Еще один популярный прикладной жанр - инструкции. Это текст с иллюстрациями, помогающий сделать что-либо. Всё началось примерно год назад с инструкции "Как вырастить лук", сделанной в садике.
Теперь такие схемы Лида рисует регулярно. Они помогают ей осмыслять что-то логически, понять порядок действий, причинно-следственные связи и запомнить какую-то информацию. Полагаю, что это прообраз будущих конспектов. Вот, например, инструкция по изготовлению цветного пластилина из солёного текста (подсмотрена в мультике про фиксиков).
А это хит последних дней - инструкция по приготовлению борща (двусторонняя, с цветной суперобложкой).
Алхимия прямо! Лида эту инструкцию долго пестовала и дополняла, а потом щедро подарила Максиму Кареву ("потому что он любит готовить"). Максим был ошарашен, кулинария - его душевное хобби и ему бы в голову не пришло варить борщ по инструкции.
Подводя итоги, можно сказать, что рисование - значительная часть лидиной внутренней жизни. И мне это очень нравится. Рисует она сама, мы её не уговариваем и не направляем почти (иногда указываем, что можно раскрасить аккуратнее, не торопиться). Когда у Лиды появляется замысел и она садится рисовать, то погружается в процесс, и её сложно отвлечь на дела и режимные моменты. Рисование для неё и медитация (фантазирование, погружение в мечты и надежды), и способ общения (выражение родителям и друзьям любви и симпатии) и прикладное средство что-то понять или запомнить. Интересно ещё, что в лидином творчестве такой синкретизм слова и изображения. Она любит жанры, где текст и картинка не просто дополняют друг друга, а слиты в художественное целое (открытка, подарочная картина, инструкция). А в карте сокровищ рисунки эмблематичны, близки к пиктограммам, и такой развёрнутый, чёткий сюжет, что и картина становится текстом.
Лида, наверное, не художница от природы. Есть дети, более одарённые - в наглядном мышлении, чувстве цвета и материалов. Но рисование как-то удачно встроилось в лидино сознание как важный канал работы с образами и воображением и как художественный способ осмысления мира.