Я список кораблей прочёл до середины...
В ноябре 2014 года произошёл эволюционный скачок. Лида начала читать сама. А случилось это в 3 этапа.
Этап первый: подготовительный.
Долгая история - примерно на 3 года жизни и на 3 минуты чтения.
Этап второй: классика.
Сначала краткая предыстория: уезжая из Владивостока, мы взяли с собой сумку детских книг. (Сейчас, посещая местную библиотеку, я понимаю, что это было сравни поездке в Тулу со своим самоваром.) В этой сумке была фамильная книга семьи Кириенко "Времена года" С. Маршака, интересная ещё и тем, что в уголке её есть круглый календарь, в котором можно, прокручивая колёсико, выставлять месяцы.
Все, конечно, знают эти стихи, посвящённые каждому месяцу года.
Тут, кстати, можно припомнить и фамильный анекдот. Как лидин папа упорно скандировал: "Дуют ветры в фервале!".
Книжку Лида очень любит и часто просит почитать. Половину стихов она выучила в садике. И как-то раз эта хитрушка предложила вместе почитать книгу: одно стихотворение читаю я, другое - она. Лида выехала несколько раз на вызубренных стихах, потом ей пришлось читать самой (я помогала не перескакивать через строчки). Так мы один раз книжку прочли и отложили. Но сумма выученных и прочтённых стихов оказалась достаточной, чтобы Лида поверила в свои силы. Несколько последующих дней она брала "Времена года" и читала: и вслух для меня, и молча, про себя. Именно эта книга стала первой, которую Лида самостоятельно прочла.
Этап третий: периодика.
Как-то в выходные Лида попросила почитать вместо обычной книжки журнал про смешариков. Это новогодний выпуск, в котором смешарики разыгрывают адаптированный сюжет сказки "Снежная королева".
Я отказалась: мы его давно прочли, и не один раз, а журнал простой и наивный, для меня неинтересный. Сами мультики про смешариков я люблю и уважаю: они красивые, непошлые и многоуровневые (для зрителей разного возраста), даже философские. В общем, полноценные художественные произведения. Но журнал не такой многослойный, просто эксплуатирует популярные образы.
Однако его простота сыграла хорошую роль: Лида присела на диван и начала разбирать текст сама.
На следующей неделе Лида не ходила в детский сад, долечивалась и несколько раз читала журнал за своим столом - страницу за страницей, включая информацию по подписке и тираж.
Если я была занята, доставал все свои журналы "Познайка", рассматривала картинки и читала выборочно.
Что же происходит сейчас?
Скажу сразу: я не планирую бросать дочь в океане чтения, как только она чуть-чуть научилась держаться на воде. А собираюсь читать с ней столько, сколько ей будет нужно. В первую очередь потому, что сама получаю от этого огромное удовольствие (пожалуй, любимое времяпрепровождение с ребёнком). А еще, почему этого не стоит делать, можно узнать в
чудесной книге французского учителя словесности Даниэля Пеннака.
Но я надеюсь, что у Лиды будет два параллельных потока: тёплый вечерний ритуал общения - совместное чтение с родителями, и время для медитации наедине с книгой - одно из самых сильных удовольствий этой жизни.