Как Лида научилась читать: история успеха

Jan 15, 2015 20:42

Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя...

Меня неоднократно спрашивали, как Лида научилась читать. Рассказываю.
Прежде всего скажу, что у меня никогда не было цели во что бы то ни стало сделать из нее раннего читателя.



Сама я научилась читать, по семейному преданию, в 4 года. Последствием этого стали прочитанная к 12 годам семейная библиотека и полная каша в голове. Библиотека была не ахти: книги в советское время покупались по подписке и часто критерием выбора становились качество переплёта, красивые корешки серии на полке "стенки". В моём доме в основном подобралась французская литература. Не знаю, хорошо ли, что до 10 лет я прочла трёхтомник Мопассана и романы Анн и Сержа Голон про Анжелику. Правда, был еще четырёхтомник Золя и столько же Стендаля. А также куча конъюнктурной советской литературы.

Предание о читательских сиддхах звучит так: однажды я объявила, что умею читать. До этого мама как-то пыталась меня учить, по всему городу искала (безрезультатно) магнитную азбуку, но устала и бросила (сама же читала мне очень много). Мама ответила "Да-да, конечно", но я настаивала и требовала восхищения и проверки знаний. "Ну хорошо. Прочти надпись на банке", - предложила мама. В банке были магазинные помидоры - именно это слово она ожидала услышать. Когда ребёнок уверенно прочёл "томаты", мама поразилась, принесла книжку и проэкзаменовала. Как и во всякой легенде, здесь много мистики: утверждается, что читать меня никто целенаправленно не учил, и я научилась этому сама (прекрасная быличка для филолога). Я подозреваю, что где-то кто-то немножко показывал буквы и слоги, а главную роль сыграл просмотр диафильмов на ночь.

Но вернёмся к Лиде: примерно к двум годам она уже неплохо говорила и знала основные буквы, которые мы выучили по "Азбуке в стихах и картинках" Маршака и "Весёлому букварю" Тамары Крюковой. Не целенаправленными занятиями, а просто читая эти книги на ночь. В два с половиной года Лида 3-4 месяца походила на развивающие занятия в «Почемучку», где их учили узнавать слоги по кубикам Зайцева.

Я тоже научилась! И была очарована методикой: песенками и играми с кубиками (у нас был прекрасный педагог). Пару месяцев спустя нам дали коробку кубиков напрокат. (А так они стоят сумасшедшие деньги, но стоят того.) И мы буквально 2 месяца играли в них вечерами. Однажды Лида уверенно прочла вывеску "Рыба", стоя на остановке автобуса. Потом мы некоторое время читали простые вывески и надписи в автобусах ("Утёс", "выход" и т.д.). Я нисколько не давила и не форсировала события, хотя и мечтала о том времени, когда буду отбирать у нее книжки, чтобы накормить обедом.

К четырём годам Лида уже хорошо читала по слогам. Разобрать пару слов ей было вполне по силам. С этого мы и начали год назад: во время вечернего чтения она читала названия глав. В декабре 2014 года мы приступили к книге "Папа, мама, бабушка и восемь детей" и в ней сделали шаг вперёд: я предложила Лиде читать первую фразу главы. Сначала ей было тяжеловато, случались и нежелание, и срывы, но интерес к сюжету перевесил. Так мы читали и остальные книги примерно год. Особенно хорошо это получалось со сборниками небольших, занимательных, ясных и простых по языку рассказов, как, например, "Собачка Соня", подаренная нам Леной Романовой. В такой книге за вечер Лиде приходилось прочесть 2-3 фразы.

Важную роль, сыграла ещё одна книга, подаренная Леной- "Город добрых дел" Ричарда Скарри.



Лида её очень любит, и чаще читает с Юрой (я предпочитаю более художественные тексты). В книге чудесные картинки сказочного городоустройства,которые можно часами рассматривать, додумывать, обсуждать. Сначала Лида с восторгом читала вывески на улицах Города, потом и небольшие фразы. Они построены просто и доходчиво излагают интересные факты.



В октябре 2014 Юра предложил Лиде прочесть крохотную строфу в книге стихов Ренаты Мухи. Помог, поддерживал и очень хвалил, подчёркивая, что она сама прочла целое стихотворение. Лиду это окрылило.



Обязательно нужно добавить, что мы всё это время учили много стихов (как это делать - тема отдельной записи), пару лет примерно раз в неделю показывали диафильмы на ночь (особенно хорошо и охотно это делала бабушка Вера). Параллельно, что немаловажно, учились писать: подписывали рисунки и открытки родственникам и т.д.

В процессе обучения мы почти всё делали играючи, без напряга. Был только один момент убеждения-нажима, когда от названия главы мы перешли к чтению первой фразы. Но и его успешно и быстро преодолели.

Собственно, вот наши результаты по достижении пяти лет.

1. Лида неплохо и регулярно читает небольшие фразы.

2. Короткие и знакомые слова типа улица, собачка, диван читает слёту, без расчленения на слоги.

3. Начала читать сама, без помощи взрослых, получая от этого большое удовольствие.

Я научилась читать раньше, большинство сверстников Лиды - позже. Сравнивать по этим параметрам своего ребёнка с другими детьми не стоит. Лида, безусловно, одарённый в речевом плане человек. Она прекрасно говорит, легко учит стихи, запоминает сюжеты и детали.

Плюс ей повезло с домашней средой: мама-филолог, бабушка - бывший филолог. Однако я продолжаю настаивать на основном принципе: учить ребёнка чему угодно, в том числе и читать, нужно только в том случае, если родителям, этот процесс приносит настоящее удовольствие.

Лида растёт, Лида, длинные тексты никто не читает, общие вопросы воспитания

Previous post Next post
Up