На прошлой неделе был восьмимартовский концерт в балетной школе.
Впечатления смешанные. Сейчас расскажу.
Напряжно, что родителей просят прийти за час до выступления, потому что детям нужно начищать пёрышки: проверить белизну балеток и целостность колготок, наново гладко уложить пучок на голове. А в этот раз дали указание накрасить детей, чтобы лица не терялись на сцене. Я и себя-то толком накрасить не могу. Но, глядя на остальных, я навела ей тень на плетень и удивилась, какой взрослой Лида показалась от двух штрихов косметики.
Чтобы надеть на Лиду платье, обуздать волосы и нарисовать глаза, мне пришлось специально договориться с няней, уломать Луку одеться на прогулку и отдать его няне гулять в мокрый снег - удовольствие впритык стоило затраченных усилий.
Ворчала только я, другие мамы порхали.
В общем, я могу понять, почему это вдохновляет: гордо наряжаешь свою красивую куколку в кружевное платьице, рисуешь ей глазки (ах-ах!), а потом она еще и танцует, как заводная балеринка в шкатулочке. Я иронизирую, но и в себе такие эмоции тоже нахожу. Вся эта закулисная суета подготовки волнует больше самого представления.
Танцевали девочки хорошо, старательно и трогательно.
Click to view
А ещё на концерте я зевала в номерах классического танца.
Балет, безусловно, прекрасный язык. Но как искусство он беспощаден: исполнение должно быть либо идеальным, выверенным, безупречным - либо никаким. Когда малыши лет до десяти старательно тянут носочки и округляют руки, все их промахи выглядят мило, как первые шаги на пути к совершенству.
Но ошибки балерин постарше, даже крошечные, уничтожают балетную постановку как катышки на вечернем платье. Девочки в школе искусств старательные. Им балетные уроки, безусловно, дают много, но сценической отдачи не получается. А может, и не надо: каноническая балерина должна быть слегка механистичной, не вполне живой. Стоит ли потратить юность, чтобы стать заводной балериной? Зато в народных танцах все вольности выглядят как харизма и темперамент. В общем, я всегда за этно, даже адаптированное. Вот старшеклассницы в мексиканском танце - хороши! Прям как Муравьёва в "Карнавале".
Click to view
Самое обидное, что Лида мексиканского номера не видела. Полконцерта первоклассницы протомились за кулисами, готовясь выступать, а вторую половину там же, неизвестно зачем. Хотя как раз им и классические номера бы понравились, например танец "Фея кукол" - прямо для этого возраста сделан. Самая старшая балерина-фея оживляет старинных куколок: гусар, матрёшек и китайских болванчиков. Современные дети в них не играют, но идея красивая.
Или картинный менуэт с принцессами.
И весёлая "австрийская" пастораль.
Младшие девочки прокрались в зал к концу представления и успели только на испанку и калинку-малинку. Так что самые благодарные зрители увидели всего пару номеров, а такие ворчуны, как я, честно высидели всю программу.
Наконец, отдельно стоит сказать про поведение Луки.
И про то, какой моральной нагрузкой становится посещение культурных мероприятий с бабуином на руках. По опыту новогодних утренников я знала, что брать его на концерт без еды - пустая затея.
Поэтому припасла целую пачку сухариков - чтобы уж точно хватило.
Представление Лука высидел, но вёл себя как чистый Шрэк: хрустел, чавкал, урчал, вставал на моих коленях и плюхался вниз с криками "О-па!", громко пукал все полтора часа и периодически кричал "Ка-ка!". Я краснела и жалела, что полезла в этот калашный ряд, а томные мамы балерин из шкатулочек сочувственно закатывали глаза и отодвигались подальше.
Сухари в пачке таяли. Я с ужасом кормила ими Луку (как ту птицу в сказках, которой царевич отрезает наконец пол своего бедра, чтобы она вынесла его из тридевятого царства). Если мальчик на сухом пайке оконфузил весь концерт, страшно представить, что было бы на голодный желудок. Сухарей, кстати, хватило ровно на последний номер. Одевался Лука уже без допинга и со скандалом. В общем, растить одновременно балерину и бабуина балетомана - тяжёлый труд.