Ленин о "теории стакана воды". А заодно и об экономическом базисе.

Nov 07, 2013 03:40

В вопросе взаимоотношений мужчин и женщин Ленин придерживался, скорее, традиционных взглядов, "житейской мудрости"; так же, кстати, как и в вопросе о том, всё ли в этом мире сводимо к "экономическому базису":

""Изменившееся отношение молодежи к вопросам половой жизни, конечно, "принципиально" и опирается будто бы на теорию. Многие называют свою позицию "революционной" и "коммунистической". Они искренне думают, что это так. Мне, старику, это не импонирует. Хотя я меньше всего мрачный аскет, но мне так называемая "новая половая жизнь" молодежи - а часто и взрослых - довольно часто кажется чисто буржуазной, кажется разновидностью доброго буржуазного дома терпимости. Все это не имеет ничего общего со свободой любви, как мы, коммунисты, ее понимаем. Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой "теории стакана воды" наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась. Эта теория стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы ее утверждают, что теория эта - марксистская. Спасибо за такой "марксизм", который все явления и изменения в идеологической надстройке общества выводит непосредственно, прямолинейно и без остатка исключительно только из экономического базиса. Дело обстоит совсем не так уж просто.

...Было бы не марксизмом, а рационализмом стремиться свести непосредственно к экономическому базису общества изменение этих отношений самих по себе, выделенных из общей связи их со всей идеологией. Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ? Но важнее всего общественная сторона. Питье воды - дело действительно индивидуальное. Но в любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу" (Цеткин К. Воспоминания о Ленине. М., 1955, с. 48-49.)"

Взято отсюда.

А почему я вдруг обратил на это внимание...
Во-первых, по инерции спора о марксизме.
Во-вторых, в статье, откуда я это взял, разбирается (и разоблачается) одна фальшивка, где Ленин, якобы, говоря современным языком, "защищал сексуальные меньшинства". Автор статьи прав - она таки гуляет по сети, и легковерных людей желательно предупредить. Независимо от отношения к Ленину, просто исторической правды ради.
В-третьих, это просто интересная (и, по-моему, важная) зарисовка на тему, что происходит в стране, взорванной революцией.
Ну, и в продолжение спора о марксизме, хотел бы обратить внимание людей, считающих себя "ортодоксальными" марксистами, на высказывание об экономическом базисе и различиях между марксизмом и идеализмом. На первую фразу тоже хотел бы обратить внимание:
"... отношение молодежи... конечно, "принципиально" и опирается будто бы на теорию. Многие называют свою позицию "революционной" и "коммунистической". Они искренне думают, что это так."
Современные "правильные" марксисты тут узнаваемы. Не отношением к половой жизни (тут я просто не знаю, что они думают), а вот этой принципиальностью, опорой будто на теорию и, конечно же, искренностью и молодостью.

революция, история, Россия, Ленин, Маркс

Previous post Next post
Up