Статья о заказнике "Журавлиная родина" и, в целом, по проблемам охраняемых территорий в эколого-экономическом аспекте, опубликована здесь:
http://prok.rgo.ru/zhuravlinaya-rodina-i-ekologicheskoe-razvitie/ .
Выдержки из статьи - ниже:
"Заказник сталкивается с рядом проблем, типичных и для других охраняемых территорий.
Их решение помогло бы не только Журавлиной родине, но и всему Талдомскому району и другим прилегающим районам области, а также Московской области в целом - и в экологическом, и в экономическом смысле.
В свою очередь, успешный опыт эколого-экономического развития территории можно было бы тиражировать и на другие регионы страны.
«Журавлиная родина» - заказник, расположенный на севере Московской области, на территории Талдомского и Сергиево-посадского районов, примерно в 100 км от Москвы. Это часть Приволжской низменности с характерными болотно-лесными ландшафтами, специфической флорой и фауной. Главное богатство - множество видов птиц, гнездящихся и останавливающихся на пролёте, прежде всего - журавли, давшие заказнику его поэтичное имя.
Площадь заказника - 11 000 га, он делится на два участка - Апсарёвское урочище (4 800 га) и Дубненский болотный массив (6 200 га). Кроме того, в окрестностях расположен ряд других заказников и памятников природы; вместе с ними площадь Журавлиной родины - 24 000 га.
Талдомский район - один из самых отдалённых, малонаселённых и экономически слабых в Московской области. Журавлиная родина - главное его достояние и потенциальный источник развития всей территории. Но сейчас он никак не используется, да и сам находится в нелёгком положении.
Первое, на что обращаешь внимание - это малоизвестность. Многие ли знают о Журавлиной родине, хотя бы, в Москве и Московской области, не говоря уже о других регионах? Было бы любопытно провести опрос - и вряд ли более 10% случайным образом опрошенных москвичей и жителей области ответят, что хотя бы что-то об этом слышали.
Более того, даже в Талдоме Журавлиную родину не так просто найти - указателей нет, и не все местные жители знают, как туда проехать. Кажется, не все в Талдоме даже слышали название «Журавлиная родина».
Между тем, это уникальная для средней полосы России природная территория, обширная, а по западноевропейским меркам, вероятно, просто огромная. И находящаяся в непосредственной близости к столичному мегаполису.
Но допустим, многие, услышав о Журавлиной родине, захотят там побывать. Тогда они столкнутся с ещё одной проблемой.
Территория велика, там есть, что посмотреть - поэтому приезжать лучше с ночёвкой. Тем более, путь от Москвы оказывается неблизким из-за пробок. Но разместить большое количество гостей на ночёвку там просто негде. Жилья и другой инфраструктуры для посетителей там нет, по всем понятной банальной причине - у заказника нет средств на её развитие.
Здесь следует добавить, что статус заказника намного ниже статуса национального парка, что сказывается и на его финансировании.
Нетрудно представить, сколько туристов могла бы дать Москва. А Журавлиная родина могла бы стать региональным центром экологического просвещения и эко-туризма. И какие поступления всё это дало бы в бюджет - и Журавлиной родины, и Талдомского района, для которого «Журавлиная родина» могла бы стать главным «брендом» и локомотивом роста.
Но пока этого нет по двум причинам - отсутствие условий для приёма туристов и неизвестность самой Журавлиной родины для широкой публики.
Зато есть проблема сохранности природных комплексов и фауны Журавлиной родины, связанная с реформами последних 20 лет.
Сейчас интересы бизнеса вступают в конфликт с природой, хотя здесь возможен взаимовыгодный союз при правильной организации хозяйства.
Вокруг территории заказника и, частично, в его пределах - в основном сельскохозяйственные земли. Традиционно там доминировало молочное животноводство и выращивание зерновых, что не только не мешало природе, но и создавало симбиоз - на зерновых кормятся пролетающие журавли, гуси и другие птицы.
Вообще, отношения между природой и сельским хозяйством
сложны и многогранны, и одно, при правильной организации, не мешает, а помогает другому.
В 1990-е наступили тяжёлые времена, когда сельское хозяйство пришло в упадок, скотина пошла под нож, а поля стали зарастать бурьяном.
В 2000-х наметилась некоторая реанимация, но восстанавливать животноводство - это долго и дорого. Средний срок окупаемости проектов в животноводстве (например, строительство молочной фермы) - лет 10.
Поэтому новые хозяева и пользователи земли стали выбирать более дешёвые и быстрые варианты - например, сажать картошку. А птицам это совершенно не нужно - возделывание картофеля с гнездованием и кормёжкой птиц уже несовместимы.
Обозначилась и другая проблема нашего времени, связанная с установлением рыночных отношений. При государственной земле, колхозах и совхозах всё было достаточно стабильно и прогнозируемо. А сейчас земля стала объектом рыночного оборота. И что с ней будет делать новый собственник - уже на его усмотрение.
Например, он может просто перевести земли из категории сельскохозяйственных под жилищное строительство. Это, кстати, преобладающая тенденция для всей Московской области. А коттеджный посёлок вместо ячменного поля положение журавлей тоже, мягко говоря, не улучшает.
Что делать в этой ситуации?
Вероятно, есть смысл продумать особый статус хозяйств, работающих на охраняемой территории или в непосредственном соседстве с нею. Их экономическая деятельность должна соответствовать интересам природоохранной зоны. И для этого, вероятно, потребуется определённая юридическая и финансовая поддержка со стороны государства.
Итак, вырисовывается комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие охраняемой территории и, в связке с нею - района, где она расположена:
- Распространение информации о Журавлиной родине, развитие инфраструктуры охраняемой территории и обеспечение притока туристов;
- Повышение статуса охраняемой территории;
- Оптимизация взаимоотношений между охраняемой территорией и окружающими хозяйствами; создание эталонного эколого-экономического хозяйственного комплекса.
В рамках этого общего подхода возможен и ряд интересных частных решений. Так, животноводство - это источник биогаза, возобновляемого энергоносителя, и вполне реально обеспечение и заказника, и окрестных хозяйств экологически чистой энергией из автономного источника.
Всё это и есть технологии экологического развития, создание «зелёной экономики», о которой так много говорят в последнее время."