Ленинград должен исчезнуть?

Feb 28, 2016 21:56





Когда-то давно, в детстве, мне не нравилось слово "Ленинград". Оно было мне непонятно. "Санкт-Петербург" звучало тогда гораздо интереснее. Однако я взрослел, расширял сферу своих познаний (в том числе и в области русской истории) и, неожиданно, слово "Ленинград" заиграло для меня совершенно новыми красками. Это слово стало для меня священным, потому что в нём воплощён пример великого героизма жителей города, которые долгие 2,5 года существовали в условиях блокады и постоянных бомбардировок. Жертвы этой блокады не посчитаны до сих пор. Кто-то говорит о 600 тысячах, кто-то о 1,5 миллионах.

Помимо этого, это и город Революции 1917 года. Революции, навсегда изменившей мир. Революции, поставившей во главу угла простого человека и его всестороннее развитие. Это город, названный именем Ленина, который, кто бы какие помои на него сегодня не лил, остаётся одним из самых великих деятелей русской (да и мировой) истории. Это город, в названии которого были воплощены великие исторические свершения.

И поэтому я не согласен с большинством своих друзей, считающих, что переименован он был правильно. Нельзя было его переименовывать. Это равносильно открытию в Исаакиевском соборе планетария. И даже хуже. В блокаде выстоял именно Ленинград. Нельзя было отнимать у него это героическое имя.

В 1991 году поэт Эдуард Асадов написал стихотворение "Прощай, Ленинград". В конце этого стихотворения он очень метко отразил именно те мысли и образы, которые вызывает это переименование и у меня:

"И вот, словно в залпах «Авроры» тая,
Прошедший сквозь семьдесят лет подряд,
В блокаду не дрогнувший Ленинград
Уходит, главы своей не склоняя!

Как сказочный крейсер, гонимый прочь,
Все флаги торжественно поднимая,
Плывет он в историю, словно в ночь,
Своих неразумных сынов прощая…

Плывет, отдавая печаль волнам,
И в громе оркестров слова рыдают:
«Наверх вы, товарищи! Все - по местам!
Последний парад наступает…»"

Очень больно, что Ленинград так быстро завершил свою историю, оставшись лишь в "Ленинградской симфонии" Шостаковича и других великих следах своей эпохи. Но гораздо больнее другое, о чём я расскажу ниже.

            На этой неделе я впервые приехал в этот великий город, проведя в нём 6 дней. Я увидел великое множество культурных объектов, вобравших в себя всю русскую историю.
              Куда не пойдёшь - всё дышит ею. Исследуя город ты то попадаешь в усыпальницу русских императоров и оказываешься у могил Петра I и Екатерины II, то оказываешься в том помещении, где когда-то революционные матросы арестовали членов Временного правительства. Войдя в красивый замок ты вдруг узнаёшь, что это именно то место, где был подло убит русский император Павел I, в другом же месте ты попадаешь в тюремную камеру, в которой когда-то сидел Максим Горький.
               Историей проникнуто всё, и в этом смысле сегодняшний Санкт-Петербург - совершенно особенное место.



Усыпальница русских императоров в Петропавловском соборе. Крайняя справа - могила Петра I.

За эту неделю я побывал во множестве мест, о которых слышал с детства. От Кунсткамеры до Царскосельского лицея. Некоторые из этих мест, как, например, Большой Екатерининский дворец, были восстановлены после оккупации практически с нуля и приведены к первозданному виду. Но одно меня со временем стало очень смущать. Во всём великом множестве музеев практически полностью обойдён советский период, как будто и не было его в истории. А если и говорят о нём экскурсоводы, то скорее в негативном ключе. Так, в Исаакиевском соборе экскурсовод рассказывала о том, как он был разграблен и приведён в упадок в советское время. При этом в экспозиции собора стоит стенд, посвящённый его реконструкции. И любой, кто с ним ознакомится, увидит, что реконструкция проводилась именно советской властью, в 1950-е годы.

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга, что расположен в Петропавловской крепости, отражены все периоды истории города до 1917 года. Зал, посвящённый этому году, оказывается последним в экспозиции (зал называется - "Петроград"). Экспонатов в данном зале практически нет. История города после 1917-го хозяев музея вообще не интересует.

В последний день я решил посетить Мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, чтобы восполнить для себя оговоренный выше недостаток культурной программы. Данный музей оставил очень гнетущее впечатление. После роскошных фасадов и убранства всех остальных музеев, этот выглядел очень серо и жалко. Всего лишь один бедный зал, разбитый кафель, трещащий под ногами. Различия в отношении государства к этому периоду истории города и к царскому времени очевидны. И разница здесь колоссальна.

Интересным оказалось то, что этот музей был таким делако не всегда. Когда-то он занимал несколько кварталов, включал в себя все виды нашей и немецкой военной техники, в том числе тяжёлой техники и авиации. Но в 1953 году музей был уничтожен. Часть его экспонатов была передана другим музеям, часть - уничтожена. От этого периода жизни музея сегодня остались лишь фотографии. Возрождён музей был в конце 1980-х в виде одного зала. В зале собраны вещи, которые передали сами жители города. Ничего из предыдущих экспонатов не осталось. Древняя старушка, работающая гардеробщицей, рассказала нам, что уничтожение музея было как-то связано с фигурой Георгия Маленкова и "Ленинградским делом"...

Я решил рассказать об этом музее для того, чтобы показать, что борьба с Ленинградом и его историей началась не в постсоветский период, она велась ещё в далёком 1953 году, при жизни И.В. Сталина. Кому так мешает история блокадного города? Ответа на этот вопрос у меня нет. Но, проведя в городе 6 дней и посетив огромное количество музеев, я могу с уверенностью сказать, что этот период истории кому-то мешает очень сильно.

И ничего общего тут нет с Москвой, которая одинаково хранит реликвии всех периодов истории. В Санкт-Петербурге же происходит что-то очень двусмысленное. И происходит очень давно.

В итоге, если сегодня мы вводим в поисковую систему слово "Ленинград", то первое, что нам попадётся - это вовсе не история блокады или русской революции. Первое, что мы увидим - это сайт группы "Ленинград". Пакостной группы, лидер которой регулярно ведёт себя как последняя свинья, сочиняя глумливые песенки про русский народ и тряся в телеэфире своими гениталиями. И все молчат, глядя на то, как ежедневно он смешивает с помоями это великое имя, глумясь над памятью всех погибших за этот город.

От всего этого становится очень неприятно. Ведь нельзя такого позволять. Если мы считаем себя людьми, если мы ценим память своих предков, то почему миримся со всем этим? Почему миримся с тем, что имя Ленинград пытаются стереть из нашей памяти?

Оригинал взят у aberrationist

Санкт-Петербург, СССР, блокада, история, Десоветизация, Ленинград, Война с историей

Previous post Next post
Up