Шведский домик для человеческих хомячков

Feb 28, 2016 12:47




Недавно по случаю оказался в магазине Икея. Магазин этот довольно популярен и не без оснований, так как продукция имеет ряд очевидных достоинств (например, дешевизна, что особенно важно сегодня, когда цены растут бешенными темпами). Многие вынуждены отовариваться именно здесь из-за скромных материальных возможностей.
             Рассуждать по этому поводу считаю неправильным, поэтому сразу оговариваюсь: все то, что написанно ниже, этой категории покупателей не касается.

             Когда попадаешь в магазин сразу бросается в глаза огромное разнообразие ассортимента и находчивость дизайнеров, легко подкупает кажущаяся гармоничность и продуманность деталей и различных нюансов. Особенно, когда попадаешь в первый раз. При этом магазин огромный! В этой большом пространстве легко растворится, оно поглощает. И часто я встречал там людей бродящих как будто в полусне, казалось, что они уже давно забыли зачем пришли... или пришли без цели.

Я был в этом магазине много раз, несмотря на то, что в моем городе Икеи нет. Иногда ездил целенаправленно (что-то нужно было купить), иногда бывал "по случаю", иногда за компанию с кем-то, разные были причины. Но попадая туда раз за разом, я все время ощущал какой-то подвох, какую-то червоточину что-ли. Какой-то с одной сторонны практически незаметный, но с другой стороны большой изъян.

Сперва может показаться, что все дело в искусственности и в неестественности. В магазине много, скажем так, примеров готового интерьера. И одно дело когда ты попадаешь в жилище, которое является как-бы отпечатком жизни и пути семьи, которая в нем живет. Когда жилище имеет яркое лицо своего хозяина, когда понятно, что каждая черта и деталь - живая. И носит органичный и вполне естественный след хозяина. Этот след может быть симпатичным, а может и глубоко отвратительным, он может быть каким угодно. Главное, что он есть, что он настоящий!

И совершенно другое дело, когда попадаешь в ловко обставленное дизайнерами, но холодное жилище, сделанное для рекламы или презентации. Это напоминает "декорации для жизни"  или "имитацию жизни", какое-то шоу что-ли. И чем более их пытаются сделать приближенными к реальности, тем большее отторжение они вызывают. Понятно, что такие презентации объективно необходимы и в них есть не только рыночный резон. Но дело все-таки не в них и не в их искусственности.

Когда я размышлял в чем все-таки дело, все время ловил себя на чувстве диссонанса. Ведь с одной стороны все эти вещи и мелочи быта (как любые вещи) сделаны по большому счету для жизни людей. Для жизни, наполненной тяжелым трудом и изнуряющей борьбой, триумфами победы и тяжелым грузом поражения, любовью и предательством, большим счастьем и большим горем. Для жизни, которую живут и проходят, как длинный и непростой путь. Проходят вместе со своими близкими, вместе с другими людьми, вместе с теми, кто оставил тебе этот путь в наследство. И в конце которой встречают смерть, передавая эстафету детям и внукам.

А с другой стороны преследует ощущение, что очутился в каком-то маленьком кукольном мирке. Что попал в какой-то домик для хомячков, где все картонное и где никакой жизни нет и не может быть в принципе! Что на всем лежит какая-то печать глубокой подростковости, инфантильности, несерьезности, ненастоящести в конце концов! Что все какое-то куцое, маленькое что-ли...

И это вовсе не от того, что производитель делает экономичную мебель и использует соответствующие материалы. Думается мне, тут как в одежде: со вкусом можно одеться на любые деньги. Проблема, как мне кажется, в отсутствии этого самого "вкуса", а именно большой человеческой культуры. Культуры настоящей, пронизанной усердным и тяжелым человеческим напряжением борьбы за жизнь и движения в будущее. Вместо культуры здесь продукт её распада - штампованный, фальшивый и приторно-картонный поблескивающий китч. Конечно же, насквозь пропитанный потребительством.

Это особенно заметно во внимании дизайнеров к мелочам и бесконечном ассортименте "картонных красивостей" разных расцветок: такое ощущение что уже не вещи тут созданы ради службы человеку, ради живой жизни, а наоборот, человек должен служить всему этому бесконечному и постоянно обновляющемуся вороху красивостей, жизнь подчинена безжизненному миру вещей, конфета, существующая только ради красивой обертки. Эта извращенная логика все время давит исподволь, и если ее не осознаешь, рано или поздно подчиняешься её мягкому, но настойчивому и ущербно-приятному щекочущему требованию.

Но, думается, тут нет непробиваемого тупика и капкана. Живущий в хорошем смысле взрослой, наполненной и ответственной жизнью человек сам является источником и формирователем среды. И в его руках оживает любая по-настоящему нужная вещь, как только она начинает служить хозяину, а не хозяин ей. А вы как считаете?

Оригинал взят у моего товарища Славы Филлимонова slava_exe

Общество потребления, Культура, Среда обитания, Икея

Previous post Next post
Up