Болгарский богослов Георгий Каприев в толковой и очень интересной статье "Ипостась и энергии" замечает, что, согласно некоторым "авторитетным участникам" богословско-философских дебатов, связанных с учением митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), "лишь отношение/реляция конститутивно для ипостаси/лица. Лицо видится только как σχέσις, и этот поиск приводит к реляционной теории ипостаси или лица, а она, в свою очередь, к реляционной онтологии: некая «личностная онтология отношения»".
И далее:
"Понятно, что такие теории существуют, и некоторые из них построены с безукоризненной внутренней последовательностью.
Самая популярная из них - марксистская антропология, афористично высказанная в известном тезисе Маркса: «Но человеческая сущность - не абстракт, внутренне наличествующий у всякого индивида. В своей действительности она ансамбль общественных отношений». Немного дальше он отбрасывает понимание сущности только как «рода», как внутреннюю, немую всеобщность, _естественно_ связывающую отдельные индивиды.
Процедура показательна: сначала сущность сводится к ее логико- познавательному Abstractum (οὐσία ἐν τῷ εἴδει θεωρουμένη, респ. καθόλου θεωρουμένη), причем этот абстракт постулируется впоследствии как суть природы/сущности. Она должна быть всеобщей и безразличной, но при этом «реально» наличествовать в каждом индивиде. Конструируемый таким образом бытийный абсурд предполагает как альтернативу этому «ансамбль» общественных отношений в их целостности.
Такая «действительная» общая сущность приобретает конкретную персонально наличную структуру лишь посредством ситуативно конкретной системы отношений, формирующей и соответствующее лицо.
С этой точки зрения нет нужды отрицать сущность (видно, что Маркс этого и не делает) и проблематизировать онтологичную целость отдельного сущего. В этой ситуации и выражение «всякое сущее обладает сущностью» является логически легитимным (особенно в антропологии), но при условии, что эта «сущность» является «ансамблем» из формирующих сущее внешних отношений. Если мы максимально расширим объем предиката «общественный», мы увидим, что Маркс действительно успешно задает парадигму всякой реляционной антропологии"
(
https://www.academia.edu/7365181/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2_%D0%98%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%8C_%D0%B8_%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%8B_%D0%9A%D0%94%D0%90_20_2014_%D1%81_113_136?email_work_card=title).
____________________________________
Мне, помимо прочего, показалось забавным, что Маркс в понимании "сущности" нечаянно воспроизводит одновременно представления как еретика Филопона, так и еретика Аполлинария. И то же самое (только осознанно) делает и митр. Зизиулас, при этом ошибочно приписывая текст Филопона прп. Иоанну Дамаскину, а Аполлинария - свт. Василию Великому.