О прот. Андрее Ткачеве и либералах.

Feb 22, 2019 10:40

Сетевая полемика, захватившая многих православных и неправославных в связи с очередным скандальным высказыванием прот. Андрея Ткачева пробудила и мой к нему (прот. Ткачеву) интерес. Я мало его слушал (мне не близок его стиль), но то, что услышал, позволило заметить одну подробность: прот. Ткачев, отвечая на вопросы, отвечает от себя, по своему усмотрению привлекая для своих ответов показавшиеся ему годными места из Писания. По-видимому, он или не знает, или игнорирует учение Церкви, в котором ответ уже дан.  И в этом он странным образом сходится с нашими церковными либералами.
Приведу пример.
Мне дали ссылку на видео, где прот. Ткачев отвечает на вопрос: "Спасутся ли неправославные, зависит ли от принадлежности к какой-либо конфессии (к католикам, мусульманам) "попадешь ты в рай, или нет"?"

image Click to view



Я решил рассмотреть его ответ, и поместить свой комментарий под его видео на Ютюбе.

Что же мы узнаем из ответа? Что Господь не дал нам права лишать рая тех, кого мы считаем рая лишенными, кого мы считаем недостойными И у православных нет права вершить суд над всеми людьми, которые живут в мире, тех, кто верит иначе, или не верит вообще. Это все нужно оставить на непостижимый суд Божий. Прот. Ткачев предлагает для поиска ответа, чтобы избежать ужаса от мысли, что, вроде, сказано о невозможности придти к Отцу кроме как через Христа, обратиться к Посланию к Римлянам, 2, где сказано, что те, кто не под законом, будут судимы по закону сердца. И прот. Ткачев считает это возможностью утешиться, избавиться от страшной мысли, будто только православные будут в раю. Далее он обращается к Евангелию от Иоанна и цитирует слова: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора", - предлагая их в качестве еще одного утешения.
Однако же он не обращает внимания на то, что оба привлекаемых им текста ни слова не говорят о рае. А слово "рай" как в вопросе, так и ответе прот. Ткачева, следует понимать в значении "Царствие Божие".
Так вот, прот. Ткачев утешает нас (и особенно это "утешительно" для тех, кто пребывает вне Церкви) тем, что мы, отказавшись судить, надеемся, что по любви Божией спасутся все люди, все войдут в Царствие Божие.
Да, верно, мы судьями не поставлены. Однако же относительно вхождения в Царство Божие мы имеем слова Самого Судии: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Это что касается некрещеных. Но нам известно из учения Церкви и о том, что в Царствие Божие не могут войти ни еретики, ни раскольники, ибо все они находятся под анафемой. Даже если мы признаем их Крещение и даже признаем другие Таинства, все равно они будут им в осуждение (если не покаются и не войдут в Церковь), и, таким образом, к ним относятся слова Спасителя: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Поэтому не мы, а Господь судит, что вхождение в Царство Божие для отлученных, пребывающих вне Церкви невозможно.

Странно. Критикуемый либералами проповедник вдруг оказывается близок к ним в самом сокровенном - проповеди учения о любви Божией, которая приведет в Царство Божие всех: еретиков, раскольников, мусульман, язычников, атеистов. И вместо того, чтобы призывать ко крещению, к вхождению в Церковь, прот. Ткачев "утешает" обреченных. По сути, не так уж велика между либералами и прот. Ткачевым разница. Ведь, судя по обсуждению в сети стиля его общения, его оппоненты вежливостью тоже не отличаются.
Оно, конечно, надо делать замечания к стилю общения прот. Ткачева, ибо проповедующий публично может и должен быть подвергнут публичной критике. Однако догматические ошибки важнее стилистических. И обращать на них внимание нужнее.
Надеюсь, мое замечание будет прот. Андреем Ткачевым услышано.

прот. Андрей Ткачев

Previous post Next post
Up