Было и до масонов "такое время". Ересь жидовствующих, например. Но не в этом дело. Они умные ведь люди были, и не могли не понимать, что то, чему они учат, не христианство, таким каким его знает Церковь!
Ну, да, жидовствующие. Но это было все-таки не такое масштабное явление. Все после Петра стало расти, когда на государственном уровне окно в Европу прорубили. И тут возникла (проникла) мысль об "истинном", глубинном христианстве. Эзотерическом. В отличие от экзотерического христианства Церкви. "Внутренняя Церковь", как это называлось.
Как же его можно забыть??? Нет, к Соловьеву придется отдельно подходить. На мой взгляд, Каббала - это в целом невыносимо скушно, как и все гностические системы. Погружаться в нее - тоска зеленая. Хотя некоторые вещи знать надо, дабы видеть ее влияние не только в прямых отсылах к Адаму Кадмону или идее цимцума.
Неее, не скушно :) Вообще, на мой взгляд, с "гнозисом" надо всерьез разбираться. Как минимум, разделить гностические фантазии и, условно говоря, "гностическую методологию" или "логику".
Ну, я не знаю, с чем там особо разбираться. То, что мне там интересно, я уже для себя разобрал. Прочитал все практически переведенные на русский язык тексты ранних гностиков. Прочитал и много литературы по Каббале (включая и то, что есть на русском из текстов). И прочее, что я отношу к гностической традиции (напр., Гермеса Трисмегиста и даже Упанишады). Но из всего этого мне интересны только мифы о грехопадении, о двух Софиях и учение о "частице божества". А так-то я помню свой восторг, когда читал в 1978 году в Приложении в книжке Трофимовой "О душе" или "Евангелие от Фомы" :)
Comments 56
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И тут возникла (проникла) мысль об "истинном", глубинном христианстве. Эзотерическом. В отличие от экзотерического христианства Церкви. "Внутренняя Церковь", как это называлось.
Reply
Reply
Reply
Reply
На мой взгляд, Каббала - это в целом невыносимо скушно, как и все гностические системы. Погружаться в нее - тоска зеленая. Хотя некоторые вещи знать надо, дабы видеть ее влияние не только в прямых отсылах к Адаму Кадмону или идее цимцума.
Reply
Вообще, на мой взгляд, с "гнозисом" надо всерьез разбираться. Как минимум, разделить гностические фантазии и, условно говоря, "гностическую методологию" или "логику".
Reply
Но из всего этого мне интересны только мифы о грехопадении, о двух Софиях и учение о "частице божества".
А так-то я помню свой восторг, когда читал в 1978 году в Приложении в книжке Трофимовой "О душе" или "Евангелие от Фомы" :)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment