А в другом месте Лосский выражается еще более откровенно, и прямо утверждает спасение всех: «После воплощения и воскресения смерть не спокойна, она уже не абсолютна. Все теперь устремляется к αποκαταστασις των παντων («восстановлению всяческих») - то есть к полному восстановлению всего, что разрушено смертью, к осиянию всего космоса Славой Божией, которая станет “все во всем”; из этой полноты не будет исключена и свобода каждой человеческой личности, которой будет даровано Божественным светом совершенное сознание своей немощи» (Догматическое богословие, 20)[5].
Если своей немощи = своей вины, своей ошибки, то в целом этот текст вполне можно понять не как утверждения о всеобщем спасении, а аналогично ответу прп. Максима об апокатастасе святого Григория.
Я так понимаю, что при ответе на вопрос об образе и подобии Божии в человеке Лосский допустил не святоотеческую мысль. Он принял, что подобие или образ Божий в человеке заключён в одинаковом модусе существования ипостасей. Это привело его к тому, что ипостась стала новой, отличной от сущности и индивидуальности, категорией, которую он определил как несводимость к природе. Если это так, то связаны ли этот вывод и вывод о "повреждённости" человеческой природы Христа, или это другое самостоятельное заблуждение?
Уважаемый Киприан, а можно-ли сделать по Лосскому резюмирующий пост, как окончательный вывод о его новшествах в богословии касательно учения и о личности , и о искуплении, и о апокастасисе... Можно выделить те выводы Лосского, где он конкретно входит в противоречие со Вселенскими Соборами. Это было - бы большим подспорьем для того, чтобы кратко и без философии заявить о его заблуждениях, а кому надо - отправить на расширенный ресурс. У нас многие "знатные" богословы ссылаются на Лосского, да и сам помню, как им зачитывался...
Comments 91
«После воплощения и воскресения смерть не спокойна, она уже не абсолютна. Все теперь устремляется к αποκαταστασις των παντων («восстановлению всяческих») - то есть к полному восстановлению всего, что разрушено смертью, к осиянию всего космоса Славой Божией, которая станет “все во всем”; из этой полноты не будет исключена и свобода каждой человеческой личности, которой будет даровано Божественным светом совершенное сознание своей немощи» (Догматическое богословие, 20)[5].
Если своей немощи = своей вины, своей ошибки, то в целом этот текст вполне можно понять не как утверждения о всеобщем спасении, а аналогично ответу прп. Максима об апокатастасе святого Григория.
Reply
Reply
А чем одно единосущие отличается от другого?
Reply
Reply
У вас как-то нелогично "три бога"(три сущности) соответствуют "отдельным людям"(ипостасям).
Reply
Не затруднит привести цитату, где я говорю о трех богах как трех сущностях?
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Жалко, что я не помню. Но надо посмотреть.
Reply
Можно выделить те выводы Лосского, где он конкретно входит в противоречие со Вселенскими Соборами.
Это было - бы большим подспорьем для того, чтобы кратко и без философии заявить о его заблуждениях, а кому надо - отправить на расширенный ресурс.
У нас многие "знатные" богословы ссылаются на Лосского, да и сам помню, как им зачитывался...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment