Leave a comment

Comments 91

ot_kuda_to July 14 2016, 09:18:14 UTC
А в другом месте Лосский выражается еще более откровенно, и прямо утверждает спасение всех:
«После воплощения и воскресения смерть не спокойна, она уже не абсолютна. Все теперь устремляется к αποκαταστασις των παντων («восстановлению всяческих») - то есть к полному восстановлению всего, что разрушено смертью, к осиянию всего космоса Славой Божией, которая станет “все во всем”; из этой полноты не будет исключена и свобода каждой человеческой личности, которой будет даровано Божественным светом совершенное сознание своей немощи» (Догматическое богословие, 20)[5].

Если своей немощи = своей вины, своей ошибки, то в целом этот текст вполне можно понять не как утверждения о всеобщем спасении, а аналогично ответу прп. Максима об апокатастасе святого Григория.

Reply

kiprian_sh July 14 2016, 09:49:18 UTC
Как видно из приведенного мною далее текста, взятого на следующей за этой цитатой странице, так понять не получается.

Reply


laakonen77 July 14 2016, 17:19:17 UTC
+++и изначальном единосущии всех человеческих ипостасей, аналогичном единосущию Ипостасей Троицы+++

А чем одно единосущие отличается от другого?

Reply

kiprian_sh July 14 2016, 17:22:16 UTC
Тем, что единосущие Ипостасей Троицы не означает существования трех богов, а единосущие человеческих ипостасей означает существование отдельных людей.

Reply

laakonen77 July 14 2016, 17:35:20 UTC
Логика Григория Нисского такова: один Бог (сущность) - Три Ипостаси, один Человек(сущность) - множество ипостасей.

У вас как-то нелогично "три бога"(три сущности) соответствуют "отдельным людям"(ипостасям).

Reply

kiprian_sh July 14 2016, 17:40:14 UTC
Я читал свт. Григория. Даже в этом тексте о Лосском я касался этого вопроса.

Не затруднит привести цитату, где я говорю о трех богах как трех сущностях?

Reply


michailam July 14 2016, 19:33:07 UTC
Я так понимаю, что при ответе на вопрос об образе и подобии Божии в человеке Лосский допустил не святоотеческую мысль. Он принял, что подобие или образ Божий в человеке заключён в одинаковом модусе существования ипостасей. Это привело его к тому, что ипостась стала новой, отличной от сущности и индивидуальности, категорией, которую он определил как несводимость к природе. Если это так, то связаны ли этот вывод и вывод о "повреждённости" человеческой природы Христа, или это другое самостоятельное заблуждение?

Reply

kiprian_sh July 15 2016, 04:14:20 UTC
Связь в том, что "индивид" для Лосского - уже результат грехопадения; существование индивидов - следствие повреждения.

Reply

(The comment has been removed)

kiprian_sh July 16 2016, 02:14:55 UTC
Это очень хороший вопрос! :)))))
Жалко, что я не помню. Но надо посмотреть.

Reply


michailam July 15 2016, 10:20:47 UTC
Уважаемый Киприан, а можно-ли сделать по Лосскому резюмирующий пост, как окончательный вывод о его новшествах в богословии касательно учения и о личности , и о искуплении, и о апокастасисе...
Можно выделить те выводы Лосского, где он конкретно входит в противоречие со Вселенскими Соборами.
Это было - бы большим подспорьем для того, чтобы кратко и без философии заявить о его заблуждениях, а кому надо - отправить на расширенный ресурс.
У нас многие "знатные" богословы ссылаются на Лосского, да и сам помню, как им зачитывался...

Reply

kiprian_sh July 16 2016, 02:15:37 UTC
Я подумаю, отче....

Reply

orthodox_man July 17 2016, 20:44:21 UTC
Я присоединяюсь к просьбе michailam

Reply

kiprian_sh July 18 2016, 06:31:33 UTC
Я постараюсь.

Reply


michailam July 16 2016, 19:40:24 UTC
Искренне говорю - буду очень благодарен!

Reply

kiprian_sh July 18 2016, 06:37:14 UTC
Я сделаю, отче!

Reply


Leave a comment

Up