О точности.

Jun 28, 2016 08:29

Увидел цитату из книги Э. Жильсона, на которую в свое время не обратил должного внимания:
Энцикликам пpисуще особая, взвешенная точность того, что должно оставаться несколько pасплывчатым. И сколько pаз пpиходится останавливаться, хотя тому или иному месту было уделено много pазмышлений и очень хоpошо известно, о чем там идет pечь, но дело в том, ( Read more... )

Методология, Критский собор, Богословие, 2-й Ватиканский собор, Церковь, Церковь и время, В ожидании VIII Вселенского собора

Leave a comment

anonymous June 28 2016, 07:48:51 UTC
Вы несомненно правы насчёт мути двусмысленностей. Однако Церковь, чётко формулируя некий вероучительный тезис, останавливалась на нём, оставляя недосказанным то, что могло естественно идти вслед за уже сказанным. Тем самым лишь ставился некий предел сказанному, а не оставлялось место (намеренно) для двусмысленностей; и это в целом нормально, может быть даже мудро.

Reply

kiprian_sh June 28 2016, 10:56:27 UTC
Приведите пример. На мой взгляд, оставлялось не сказанным то, что высказано быть и не может. То есть полагался предел рациональному постижению и выразимости в языке того, что не может быть постигнуто и выражено.

Reply

anonymous June 28 2016, 21:06:02 UTC
Оставлялось невысказанным (иногда) то, где уже не всё было вполне однозначно. Но то, что совсем не допускало никаких двусмысленностей, формулировалось чётко и определённо. Над примером подумаю.

Reply

kiprian_sh June 29 2016, 01:48:30 UTC
Да, пример нужен. Тогда можно поговорить предметно.

Reply

anonymous July 2 2016, 15:01:03 UTC
Предметно говорить тут нет большого смысла: берём любое догматическое определение и смотрим предшествовавшую дискуссию по этому вопросу. Практически всегда дискуссия охватывает предмет шире и глубже, чем это было потом сформулировано, и это совершенно нормально. Если среди Отцов бывали разные мнения, то по таким позициям определения обычно просто не выносили. Я только об этом; и, повторю, что это никак не о намеренном оставлении неуместных двусмысленностей.

Reply

kiprian_sh July 2 2016, 16:25:56 UTC
*нет большого смысла*
Ну нет, так нет.

*берём любое догматическое определение и смотрим*
Я так понял, что смысла большого нет. Поэтому не берете и не смотрите :)

Reply

anonymous July 2 2016, 16:41:12 UTC
Я только не понимаю: Вы отвечаете так, как будто мои комментарии направлены против Вас или Ваших идей. Я Вас как-то обидел?

Reply

kiprian_sh July 2 2016, 16:50:07 UTC
Нет, конечно.
Я только не люблю разговоры "вообще". В них нет большого смысла :)

Reply

anonymous July 2 2016, 16:58:42 UTC
Я упомянул мотив, который (с перехлёстом) объясняет то, о чём говорится в приводимой Вами цитате. Это не "разговоры вообще", которые я тоже не люблю, а некий шаг в сторону анализа. Не всё так плоско, будто некие злые люди ищут грубого оправдания еретическим двусмысленностям. Впрочем, не хотите смотреть чуть глубже - не надо, это ведь Ваш ЖЖ.

Reply

kiprian_sh July 2 2016, 17:30:04 UTC
:)
Не надо приписывать мне подозрений, которых я не высказывал. Если есть охота -- приведите пример и разберите. А все остальное для меня и есть "разговоры вообще", а не "смотреть чуть глубже".

Reply

anonymous July 2 2016, 18:05:38 UTC
Не надо приписывать мне то, будто я Вам что-то приписывал :)
Охоты разбирать пример нет, поскольку не вижу с Вашей стороны интереса к моей мысли.
Я и говорю, что Вы не очень желаете "смотреть чуть глубже", считая это "разговорами вообще".
Кстати, из этого происходят немалые беды ревнителей, не склонных к анализу того, с чем они сталкиваются. Ситуация ведь развивается, причём уже десятилетиями, так что без трезвого анализа как бы не обойтись...

Reply

kiprian_sh July 3 2016, 03:26:59 UTC
Поскольку наши представления о том, на основании чего можно смотреть глубже, различаются принципиально, разговор наш вряд ли можно надеяться сделать плодотворным. Для меня просто все: нет примера -- не о чем говорить.

Reply

anonymous July 3 2016, 06:33:48 UTC
Киприан, было бы желание - примеров можно накопать сколько угодно. Я ведь объяснил, где их брать, и Вы могли бы без труда, чуть-чуть подумав, хорошо понять, что это такое - Вы человек не глупый и образованный. Хотите уйти от обсуждения - Ваша воля, мне это тоже не то чтобы было нужно. Но беда в том, что часто всё устроено несколько сложнее, чем наши упрощённые схемы ( ... )

Reply

kiprian_sh July 3 2016, 06:47:26 UTC
Попробуйте прочесть ветку с начала.
Я попросил привести пример, и Вы ответили, что над примером подумаете.
Потом в качестве причины, по которой Вы не приводите пример, указали на то, что в этом нет большого смысла.
Потом -- отсутствие интереса с моей стороны.
Теперь вдруг оказывается, что это легкое дело, чуть-чуть подумав, вообще должен был вместо Вас сделать я... :))))))))
Обсуждать мне с Вами до приведения Вами примера нечего. Так что нечего и хотеть/не хотеть

PS Я и без Вашей подсказки знаю, что могу не открывать комменты. Так вот. Если будете болтать, вместо того, чтобы привести пример, подтверждающий Вашу мысль, то открывать не стану, даже если попросите.

Reply


Leave a comment

Up