О чиноприеме в Православную Церковь из ересей и расколов II.

Mar 21, 2016 14:33

Ув. zloi_prepod предложил для обсуждения.

Взято отсюда: http://zloi-prepod.livejournal.com/1460.html

II) Священное Писание и чиноприем. Совершители таинств крещения и миропомазания.

Два места в Писании мне видится важным для понимания проблемы чиноприема:

Деян 8:5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
Деян 8:12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины
Деян 8:14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
Деян 8:15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
Деян 8:16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
Деян 8:17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Духа Святаго.



Здесь чиноприема как такового нет: и ап. Филипп и ап. Петр и ап. Иоанн принадлежат к Церкви Христовой. Однако из этого места можно сделать предварительный вывод о том, кто какие таинства может совершать. Ап. Филипп (на тот момент - диакон), крестил самарян, но не мог даровать самарянам Святого Духа. Для этого пришлось посылать в Самарию собственно апостолов - лишь они имели дарование ниспосылать Святого Духа.

В дальнейшем вопрос о том, кто может совершать крещение - долгое время был предметом споров, тем не менее большинство Отцов практически всегда признавали, что при отсутствии священника крестить могут и диаконы и даже миряне (разные свидетельства разных веков приводятся в фундаментальной монографии Алмазова [1]).
Что же касается таинства ниспослания Святого Духа, то первоначально его могли совершать только апостолы и их преемники - епископы, причем оно совершалось через возложение рук. Впоследствии в Церкви утвердилась другая - современная форма совершения этого таинства - через миропомазание, которое могли совершать и пресвитеры. Таким образом, извержение из сана формально делает для извергнутого невозможным - совершение таинства миропомазания, но не препятствует совершению таинства крещения.

И второе место (также из книги Деяний)
Деян 19:1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя {там} некоторых учеников,
Деян 19:2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
Деян 19:3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
Деян 19:4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Деян 19:5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
Деян 19:6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить {иными} языками и пророчествовать.

В данном случае упомянутые ученики были вне Церкви Христовой, крестились не во имя Отца и Сына и Святого Духа и не веровали в Троицу (не слыхали о Святом Духе). Их, разумеется, необходимо было крестить.
__________________________________________
[1] Алмазов А.И. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884.

Каноны, Таинства, Церковь, Экуменизм, Перепост

Previous post Next post
Up