О чиноприеме в Православную Церковь из ересей и расколов I.

Mar 21, 2016 14:25


Ув. zloi_prepod предложил для обсуждения.
. Взято отсюда: http://zloi-prepod.livejournal.com/1077.html

По совету нескольких друзей решил попытаться привести в порядок свои мысли о проблеме чиноприема в Православную Церковь из отделившихся христианских сообществ (ересей и расколов), а также ее отношения к проблеме действительности (благодатности) таинств в этих сообществах. Предполагаю выложить здесь серию постов на эту тему. Буду по возможности придерживаться хронологического порядка, с соответствующими отступлениями, относящимися к рецепции тех или иных свидетельств Предания в позднейших святоотеческих текстах и соборных актах.

I) Общие критерии чиноприема
Начну с краткого изложения своего понимания тех принципов чиноприема, которые, на мой взгляд, имеются в Священном Предании Православной Церкви. Они в основном базируются на также на Послании Восточных Патриархов 1723 г:

«…мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают.» [/i] [/b]

И более подробно - в толкованиях соборные и апостольские правила Православной Церкви у св. Никодима Милоша. Принципы эти мне видятся такими:

1) По крещению: действительно и благодатно крещение любого сообщества, в котором
а) верят в Бога-Троицу (включая умеренных ариан, признававших Сына «недо-Богом», но не крайних ариан (включая, евномиан или Свидетелей Иеговы), рассматривавших Его как тварь, монтанистов, считавших Монтана - Святым Духом Утешителем, названным в Писании и не савеллиан, рассматривавших Троицу как разные проявления Одного).
б) крестят «во имя Отца и Сына и Святого Духа» с тремя погружениями (нежелательно - с обливаниями или окроплениями, либо с одним погружением). Не действительно крещение, совершаемое «в смерть Христову», либо без соединения с водной стихией.

Церковный статус крестящего (наличие сана и апостольского преемства) принципиальной роли не играет. При этом в силу обязательности и неповторимости таинства Крещения вариативность чиноприема по крещению - недопустима.



2) По миропомазанию (в ранней Церкви вместо этого таинства использовалось - возложение рук что зафиксировано и в некоторых правилах чиноприема): действительность миропомазания находится в прямой связи с действительностью священства. Условия действительности мне видятся следующими:
а) сообщество имеет крещение (т.е. выполнены условия предыдущего пункта);
б) в сообществе признается иерархия и в частности - епископство в том значении, в котором оно понимается в Православии.
в) епископат имеет апостольское преемство.
г) это преемство не нарушено законным извержением епископата из сана (как, скажем, кафаров или обновленцев или УПЦ КП)

В последнем случае, по-видимому, Церковь может применить «икономию», т.е. восстановить преемство, прямо или косвенно признав извержение  из сана прежних поколений  - «яко не бывшим».  Во всяком случае, однозначно обосновать все случаи приема/неприема миропомазания - я не готов. Стоит учитывать и то, что миропомазание, в отличие от крещения может и повторяться. В частности, в случае отпадения  крещенного и миропомазанного в Православной Церкви человека в язычеств, ислам и т.п. его принимают в Церковь по чину Святого Мефодия Константинопольского, т.е. через повторное миропомазание. По этой причине вопрос об универсальных критериях миропомазания для таких сообществ, как католическая Церковь по моему мнению, вряд ли имеет решение. Ниже я буду рассматривать только крещение. В отношении этого таинства Священное Предание (если исключить последние полтора века) однозначно отвергает и жестко осуждает всякую вариативность. Соответственно, с моей точки зрения т.н. «икономическая» теория чиноприема применительно к таинству крещения является «новоделом».

С вопросом о действительности и благодатности таинств связан вопрос об их фактической спасительности. У Отцов весьма часто встречается общая формула «вне Церкви нет спасения». В то же время, многие Отцы прямо или косвенно подчеркивают действительность, а часто и благодатность крещения в отделившихся сообществах (ниже такие свидетельства будут приведены). При этом кроме бл. Августина, кажется, никто не ставил вопрос, как соотносятся действительность крещения с его спасительностью (лишь у недавно канонизированного св. Серафима Богучарского без всяких пояснений постулируется, что крещение католиков, монофизитов  и протестантов и миропомазание католиков и монофизитов - благодатно но не спасительно[1], а св. Никодим Милош также без пояснений называет его действительным и спасительным [2]). Рассуждение бл. Августина (те, кто принял в крещение в расколе - получают в нем оставление грехов но, отказываясь присоединиться к Православной Церкви - тяжко и нераскаянно грешат отсутствием любви,  потому все таинства вне Православной Церкви действуют в осуждение) логично и убедительно по отношению к тем, кто сознательно выбирает раскол вместо Церкви Христовой; при этом совершенно непонятно, как его применять, например, к младенцам, крещенным в раскольнических сообществах. Ясного ответа в Предании на эти вопросы я не вижу, поэтому ниже вопрос о спасительности таинств затрагиваться  не будет.
 ___________________________________________
[1] «Сей великий святой отец Церкви [Симеон Новый Богослов] согласно с учением о Царстве Божием Христа и апостола Павла вместе со св. отцами Антонием Великим, Макарием Египетским и Ефремом Сириным даже учит, что Царство Божие, которого Господь повелел нам прежде всего искать (Мф. 6, 33), и есть возрождающая благодать Святого Духа, как источник нашей святой жизни.
Но этого самого драгоценного для нас блага, этой возрождающей благодати Святого Духа с ее святостью нет и не может быть у протестантов, ибо у них нет таинства миропомазания. В крещении, как это явствует из «Православного исповедания» , мы только очищаемся от грехов, умираем для жизни плотской и возрождаемся от Святого Духа для жизни новой и святой. Но последняя возможна для нас только при помощи той благодати, которую мы получаем в таинстве миропомазания. В этом таинстве преподается нам Дух Святый со всеми Его дарами, возвращающими и укрепляющими нас в духовной святой жизни.
Эта благодатная святая жизнь невозможна и для тех инославных христиан [повидимому, католиков и монофизитов], которые хотя и имеют таинство миропомазания, но, в силу отвержения их православной церковью за ереси, благодать сия является у них недейственной и неспасительной» (Св. Серафим Богучарский Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?»)

[2] «…руководствуясь в вопросе о крещении, совершенном в неправославном обществе, общими предписаниями соборов и отцов, принцип православной церкви можно начертать следующим образом: крещение, как установление Иисуса Христа, может совершаться только в Его церкви и, следовательно, только в церкви может быть правильно и спасительно; но если и другие христианские общества, находящиеся вне православной церкви, имеют сознательное намерение ввести новокрещеного в Христову церковь, т. е. имеют намерение сообщить ему через крещение божественную благодать для того, чтобы он силою Святаго Духа сделался истинным членом тела Христова и возрожденным чадом Божиим, тогда и крещение, полученное в таком обществе, будет считаться настолько действительным, насколько оно совершено на основании веры в Святую Троицу, во имя Отца и Сына и Духа Святаго, потому что, где с верою дано и принято такое крещение, там оно должно действовать благодатно и там не преминет явиться помощь Христова. Всякое общество, искажающее учение о Боге и не признающее троичности святых Лиц в Божестве, не может совершать правильного крещения, и крещение, совершенное в нем, не есть крещение, потому что подобное общество стоит вне христианства. В силу этого православная церковь признает [b]действительным и спасительным[/b] крещение всякого христианского общества, находящегося вне ее ограды, будь оно еретическое или раскольническое, если крещение это совершено истинно во имя Отца и Сына и Святаго Духа». (св. Никодим Милош Толкование на II Всел. соб. 7)

Каноны, Таинства, Церковь, Экуменизм, Френды, Перепост

Previous post Next post
Up