Защита православия или разрыв единства Церкви?

Feb 07, 2016 11:45

У многих православных вызывает опасения п.22. проекта документа Всеправославного Собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»:
«Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры». (https://mospat.ru/ru/2016/01/28/news127362/).

Попытаемся понять, есть ли основания для беспокойства. На первый взгляд кажется, что нет. Но...
1. В самом деле, разве не подлежат осуждению любые попытки разделить единство Церкви под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия? Разумеется, это великий грех - раскалывать единство Церкви. Как говорил свт. Киприан Карфагенский:
«Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог (Еф.4, 4-6)? <...> Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене - прелюбодейце и делается чуждым обетований Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. <...> Но как народ Христов разделяться не должен, то хитон Христов, связно сотканный повсюду, не был разодран возобладавшими им: нераздельной крепостью своей связи он указывает на неразделимое согласие всех нас, которые облеклись во Христа. Таким образом, таинственным знамением своей одежды Господь предызобразил единство Церкви. Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражен страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие - одежду Господню - Церковь Христову?» (Книга о единстве Церкви).
Все верно, любые попытки такого рода должны быть осуждены. Однако опасения вызывает отсутствие в проекте документа даже намека на то, что охранение и защита истинного Православия может быть и не якобы охранением или защитой, что причиной разделения Церкви может быть и ересь, от которой учение Церкви должно быть защищаемо. И тогда долг отдельных лиц и групп - возвысить свой голос против нее. И отсутствие этой оговорки в проекте документа может позволить кому-либо предположить, что мотивы тех, кто высказывает критические замечания, заранее известны и заранее осуждены...

2. Разумеется, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры. Еще свт. Афанасий Великий укорял ариан, что они пренебрегают «верою, изложенною целым вселенским Собором» (К епископам Египта и Ливии, 4). Однако в документе нет ни слова о том, что, как свидетельствует вся жизнь православной Церкви, соборы (и даже именовавшие себя "вселенскими") тоже, случалось, отступали от веры. И верность соборному строю многих и многих святых была явлена как раз отказом подчиниться таким лже-соборам, ибо они твердо исповедовали непреложность Истины, преемственно являемой Церковью. Они были верны слову свт. Кирилла Александрийского:
«самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство, и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями» (Послание с Несторию 2-е). И благодаря им - непреклонным, бесстрашным, исполненным Св. Духа - соборный строй торжествовал: собирались истинные Соборы, обличавшие нечестие лже-соборов, и утверждали истинную веру. Но при желании, не обнаружив упоминания об этом, в проекте документа можно найти основание для того, чтобы заявить: ныне любой собор заранее истинен, а любой, сказавший слово критики в его адрес, - заранее неправ и действует как разрушитель соборного строя...
Вот эти моменты и вызывают опасения. То есть с одной стороны нельзя не согласиться со сказанным, и нельзя заранее полагать, что текст составлен злонамеренно. С другой же - невозможно заранее быть уверенным, что сказанное не может быть использовано кем-либо во вред Церкви и ее вере.
http://www.blagogon.ru/news/411/

Методология, Критский собор, Каноны, Церковь, В ожидании VIII Вселенского собора

Previous post Next post
Up