Поразительный пример слепоты продемонстрировал мой собеседник
alpinist, к которому я относился всегда с уважением, и не подозревал в неспособности к беспристрастному рассуждению:
http://kiprian-sh.livejournal.com/197289.html?thread=9188777#t9188777 (
Read more... )
Если собор называет человека святым хоть в одной своей строчке => он признает его святым.
Напротив, если собор не называет человека святым в какой-то строчке=> из этого еще ничего не следует. Он может и быть святым, и не быть.
Очевидно, что если я пишу, скажем, "так говорит Поликарп Смирнский", это еще не значит, что я не считаю его святым (и не значит, что считаю). Но если уж я пишу, что "об этом писали святые отцы Поликарп и Игнатий", то ясно, что я их обоих считаю святыми. По-моему, это ясно и не нуждается в комментарии.
\И еще, я так и не убедился в том, что сей Собор в действительности учит тому, что все люди соединились со Христом в силу того, что Христос вочеловечился.\
Это, вроде, написано в ККЦ. Как раз в той главе с текстом, что я назвал подложной цитатой Фомы, см. тут:
http://kiprian-sh.livejournal.com/139733.html
Там приводится якобы прямая цитата Фомы (St. Thomas Aquinas, De Malo 4,1.), но Фома пишет другое:
Sic ergo tota multitudo hominum a primo parente humanam naturam accipientium, quasi unum collegium, vel potius sicut unum corpus unius hominis consideranda est; in qua quidem multitudo unusquisque homo, etiam ipse Adam, potest considerari vel quasi singularis persona, vel quasi aliquod membrum huius multitudinis, quae per naturalem originem derivatur ab uno.
Да, и заранее прошу прощения, если это как-то агрессивно выглядит. Поверьте, я не хотел бы разжигать накал страстей, и если бы знал, что формулировки вызовут такое напряжение, постарался бы выразить мысль изящнее и с возможными оговорками.
Reply
[21] De Babel et Pentecoste saepe loquuntur SS. Patres: ORIGENES, in Genesim, c. I: PG 12, 112; S. GREGORIUS NAZ., Oratio 41, 16: PG 36, 449; S. IOANNES CHRYSOST., Hom. 2 in Pentec., 2: PG 50, 467; In Act. Apost.: PG 60, 44; S. AUGUSTINUS, Enn. in Ps. 54, 11: PL 36, 636; CChr. 39, 664 s; Sermo 271: PL 38, 1245; S. CYRILLUS ALEX., Glaphyra in Genesim II: PG 69, 79; S. GREGORIUS MAGN., Hom. in Evang., Lib. II, Hom. 30, 4: PL 76, 1222; S. BEDA, In Hexaem., lib. III: PL 91, 125. Vide insuper imaginem in atrio Basilicae S. Marci Venetiis. Ecclesia omnes linguas loquitur, et sic omnes colligit in Fidei catholicitate: S. AUGUSTINUS, Sermones 266, 267, 268, 269: PL 38, 1225-1237; Sermo 175, 3: PL 38, 946; S. IOANNES CHRYSOST., In Ep. I ad Cor., Hom. 35: PG 61, 296; S. CYRILLUS ALEX., Fragm. in Act.: PG 74, 758; S. FULGENTIUS, Sermo 8, 2-3: PL 65, 743-744.De Pentecoste ut consecratione Apostolorum ad missionem, cf. J. A. CRAMER, Catena in Acta SS. Apostolorum, Oxford, 1838, p. 24 s.
Полное прочтение сноски делает ясным то, что Ориген числится Отцом в терминологии, в которой к таковым относят всех до Дамаскина включительно, кто заложил основы догматики. Если мне не изменяет память, в учебниках по догматике синодального периода эта терминология сохраняется и Ориген (как и Евсевий, Тертуллиан, Климент и т.пр.) цитируется. Это совсем не значит, что Отец = святой.
Reply
Это ставит вопрос о ценности подписанных Папой текстов 2ВС, где - пусть и в примечаниях, текст-то подписан с ними, - Ориген проходит по разряду "SS. Patres".
\так как в этом конкретно перечислении имена святых снабжены титулом S, а имя Оригена - нет.\
В этом конкретно - да, но я не вижу, что это дает, тем более что в других примечаниях все иначе. По-моему, фразы: "Такие святые отцы, как Поликарп", и "Такие святые отцы, как святой Поликарп" - значат абсолютно одно и то же, и необходимо предполагают святость Поликарпа.
\Полное прочтение сноски делает ясным то, что Ориген числится Отцом в терминологии, в которой к таковым относят всех до Дамаскина включительно, кто заложил основы догматики. \
Если бы было написано просто "patres", то с этим еще можно было бы согласиться. Но когда написано - "SS. Patres" - то есть "святые отцы" - по-моему, это уже невозможно. "Святой отец" - непременно святой.
\Если мне не изменяет память, в учебниках по догматике синодального периода эта терминология сохраняется и Ориген (как и Евсевий, Тертуллиан, Климент и т.пр.) цитируется. \
Да, они называются Отцами Церковными или учителями Церковными, но никогда - "святыми отцами". Разумеется, никто не против ссылки на них, как на исторический источник, до определенной степени. По вопросу о седмочисленности таинств, например, учебники ссылаются на несториан, хотя Несторий под анафемой. Но если бы Тридентский собор на это сослался, это было бы очень странно - по крайней мере, для меня.
\Это совсем не значит, что Отец = святой.\
Отец - не обязательно святой. Но свяые отцы - "SS. Patres" - обязательно святые, это, вроде бы, очевидный силлогизм.
Reply
Очень хорошо понимаю Ваши и Альпиниста проблемы. Но надо стараться смотреть не слепыми от раздражения глазами. Это ж мы не интерполяции сделали интерполяции в тексты II Ватикана :) Поэтому хорошо бы стараться не понять нас превратно. В частности понять то, что мы и не утверждаем, будто Ориген уже официально канонизирован в КЦ.
Тогда вам будет легче сосредоточиться не на обидах и спорах с нами, а на том, как он вообще попал в тексты собора и, хотя и без "св", неоднократно причислен к свв. отцам.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Условий пресуществления два, на мой взгляд (и на взгляд Дамаскина):
1) слова,
2) призывание.
А время пресуществления разное в разных обрядах.
Reply
Reply
Если мне не изменяет память, на пятом Вселенском Соборе не только некоторые писания блж.Феодорита, но и сам Феодорит назван беснующимся (или что-то близко к тому). Можно озадачиться тем, как это совместить с его одновременным блаженством.
Ну это как пример "противоречий".
Reply
Как Адамов грех стал грехом всех его потомков? Весь род человеческий [потенциально] в Адаме - "как единое тело единого человека".* Этим "единством рода человеческого" все люди - соучастники Адамова греха [в смысле причины и условия], как все - соучастники праведности Христа [в смысле условия, но не в смысле причины].
* Об этом св.Фома пишет в Сумме теологии в разделе о первородном грехе. Могу процитировать.
Reply
Да, если нетрудно. Я не сомневаюсь в Ваших словах, но всегда интересно послушать, что думает Фома.
Но это не меняет ошибочности ссылки ККЦ на De malo?
\В ККЦ я этот отрывок понял так (в квадратных скобках мое понимание текста):\
Мне кажется, этому противоречит наличие слова "sicut" - "как". "Все соучастники греха, как все соучастники праведности". Если бы имелись ввиду разные смыслы - скажем, в одном случае причина имелось в виду, а в другом нет, то это "как" было бы неточно. Надо было бы сказать, наоборот: "в неком смысле все соучастники греха, а в другом - все соучастники праведности".
Reply
Св.Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 81:
"И потому следует идти другим путем, говоря, что все люди, рожденные от Адама, могут рассматриваться как один человек - постольку, поскольку сходны в природе, которую получили от прародителя (так же и в государстве - все люди, относящиеся к одному сообществу, рассматриваются как единое тело, а все сообщество - как один человек). Также и Порфирий говорит, что причастностью к виду многие люди суть один человек. Итак, многие люди, происходящие от Адама, суть как бы многие члены одного тела. Но действие одного члена тела, например, руки, не является добровольным, если говорить о воле самой руки, но оно добровольно в том, что касается воли души, которая в первую очередь движет члены тела. Поэтому человекоубийство, совершающееся рукой, вменяется в грех руке не как таковой, существующей отдельно от всего тела, но постольку, поскольку она есть нечто от человека, то, что движимо его первым движущим началом. Итак, следовательно, неупорядоченность [inordinatio], которая имеется в человеке, порожденном Адамом, не является добровольной в том, что касается его собственной воли, но добровольна в том, что касается воли прародителя, который движением порождения [motione generationis] движет всех тех, кто имеет от него происхождение - также, как воля души движет к действию все члены тела. Поэтому грех, который таким вот образом переходит от прародителя на потомков, называется первородным, так же как грех, который переходит от души на члены тела, называется актуальным. И как актуальный грех, который совершается тем или иным членом тела, не является грехом этого члена, но, поскольку член тела есть нечто от человека, называется человеческим грехом, так же и первородный грех является грехом «этого вот» лица лишь постольку, поскольку оно получает природу от прародителя. Поэтому он также называется грехом природы, согласно этим словам (Ефес 2, 3): Были по природе чадами гнева".
/Но это не меняет ошибочности ссылки ККЦ на De malo?/
Я не знаю почему авторы сослались на De malo. Перепутали, может.
/Мне кажется, этому противоречит наличие слова "sicut" - "как"/
"Как", разумеется, сказано для указания на некую общность. И этой общностью является не причина, как Вы с Киприаном это поняли, а условие.
Reply
Leave a comment