"Будете как боги" и "квантовый индетерминизм".

Sep 25, 2013 12:16

Очень интересно: http://tugodum.livejournal.com/515897.html
Из коммента: ""заказ" же (гуманитарный) был на индетерминизм"Вспомнилось: "Сущность и имя превосходящей наш разум истины с невероятной силой приковывают к себе любознательного человека и рождают в душах, слишком жадных к знаниям, ( Read more... )

Богословие, Онтология, Сущность и свойства, Гносеология

Leave a comment

tugodum September 25 2013, 15:06:13 UTC
особенно, если учесть, что причинность--априорная категория, вне которой рассудок не может претендовать на опытное знание :)

Reply

kiprian_sh September 25 2013, 16:04:33 UTC
Помню в свое время интересную дискуссию читал между Гейзенбергом и какой-то "кантианкой" (забыл имя).

Reply

tugodum September 25 2013, 16:13:52 UTC
о, это было бы интересно посмотреть!
я вот подумываю: не постулировать ли принцип неопределённости погоды?
её ведь тоже толком предсказать не могут...

Reply

kiprian_sh September 25 2013, 16:22:45 UTC
Это было в одном из сборников его "философских" работ. Надо поискать у себя на полках (или погуглить?). Основная мысль "кантианки" была: причина вам неизвестна. Ответ Г.: нам известно все, причины нет.
*не постулировать ли принцип неопределённости погоды?*
Давно пора!

Reply

kiprian_sh September 25 2013, 16:29:09 UTC
Нашел: Вернер Гейзенберг. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. С. 239 (Квантовая механика и философия Канта).

Reply

tugodum September 25 2013, 16:30:08 UTC
спасибо!

Reply

kiprian_sh September 25 2013, 16:31:24 UTC
tugodum September 26 2013, 03:36:13 UTC
прочёл.
вспомнилось, что в критический период (в отличие от до-критического) Кант отрицал-таки актуальную дискретность познаваемой материи.
так что действительно непонятно, какой онтологический статус для него мог бы иметь электрон.
и не явление, и не вещь-в-себе....
чисто теоретический конструкт?

Reply

kiprian_sh September 26 2013, 15:20:20 UTC
Не знаю :)
Кант сделал интересный ход, чтобы сохранить метафизику. Он сущность (субстанцию) сделал категорией рассудка, то есть ввел ее в границы знания. А, в общем-то, она ж -- сущность -- и была прежде для философов тем, что он назвал вещью в себе. Она была непознаваема, а акциденции -- познаваемы. В этой ситуации проблема электрона не встала бы, так как мы не пытались бы познать его сущность, а только описывали бы поведение. А что сделал бы Кант -- ?

Reply

tugodum September 26 2013, 17:00:54 UTC
на познание сущности современная наука, вроде, и не претендует.
"эссенциализм" раскритикован в пух и прах.
...эссенциализм не способен решить следующую проблему: как возможно установить, истинно ли данное формально правильное определение? Или, иначе говоря: каким образом совершать выбор между двумя конкурирующими определениями? Очевидно, что для методологического номиналиста ответ на вопросы такого рода тривиален. Предположим, что кто-то утверждает (вместе с «Oxford Dictionary»), что «Щенок - это самовлюбленный, пустоголовый, дерзкий молодой человек», и настаивает на принятии этого определения наперекор тем, кто цепляется за данное в тексте определение («Щенок - это молодой пес»). В этом случае номиналист, если он обладает достаточным терпением, укажет на то, что спор о ярлыках не интересует его, поскольку их выбор совершенно произволен, и может предложить, если существует какая-либо опасность двусмысленности, ввести два разных ярлыка, например «щенок1» и «щенок2». Если же какая-то третья сторона будет настаивать на том, что «Щенок - ( ... )

Reply

kiprian_sh September 26 2013, 17:19:14 UTC
Разумеется, не претендует. Наука (чистая) вообще "не парится" такими вещами.
И философия не претендует. Как она может претендовать на познание того, что вообще отрицается? :)
Но это-то я и сказал. После краха метафизики (= попытки познания сущности) осталось одно, чтобы избежать принципиально непознаваемого -- отвергнуть существование. Не полезу искать точные цитаты у Рорти, Патнема, Сантаяны и других (того же Поппера), но мысль именно такова: сущность -- ошибочное представление, в котором нет нужды и от которого следует отказаться.

Reply

tugodum September 26 2013, 17:27:55 UTC
аа, ну да. но что за штука тогда электрон, напр.? Кант в до-критический период сказал бы, полагаю, что это определённого рода сила, проявляющаяся так или иначе только при взаимодействии с соотв. приборами и т.п. (как сила огня проявляется только при взаимодействии с горючим, и т.д).

Reply

kiprian_sh September 26 2013, 17:48:50 UTC
Ну, а свт. Василий сказал бы, что это некое свойство (действие) сущности, а какова эта сущность, об этом бы "отказался входить в исследование".

Reply

tugodum September 26 2013, 18:15:30 UTC
понятно. только должна ли быть сама сущность непременно актуально локализована в пространстве-времени (где действуют её энергии)?
сила-то может существовать и как поле, т.е. потенциально.

Reply

kiprian_sh September 28 2013, 10:02:51 UTC
*должна ли быть сама сущность непременно актуально локализована в пространстве-времени*
Не знаю. На мой взгляд, полагать можно всяко, но знать -- нельзя.

Reply


Leave a comment

Up