Очень интересно:
http://tugodum.livejournal.com/515897.htmlИз коммента: ""заказ" же (гуманитарный) был на индетерминизм"Вспомнилось: "Сущность и имя превосходящей наш разум истины с невероятной силой приковывают к себе любознательного человека и рождают в душах, слишком жадных к знаниям,
(
Read more... )
Reply
Reply
я вот подумываю: не постулировать ли принцип неопределённости погоды?
её ведь тоже толком предсказать не могут...
Reply
*не постулировать ли принцип неопределённости погоды?*
Давно пора!
Reply
Reply
Reply
Reply
вспомнилось, что в критический период (в отличие от до-критического) Кант отрицал-таки актуальную дискретность познаваемой материи.
так что действительно непонятно, какой онтологический статус для него мог бы иметь электрон.
и не явление, и не вещь-в-себе....
чисто теоретический конструкт?
Reply
Кант сделал интересный ход, чтобы сохранить метафизику. Он сущность (субстанцию) сделал категорией рассудка, то есть ввел ее в границы знания. А, в общем-то, она ж -- сущность -- и была прежде для философов тем, что он назвал вещью в себе. Она была непознаваема, а акциденции -- познаваемы. В этой ситуации проблема электрона не встала бы, так как мы не пытались бы познать его сущность, а только описывали бы поведение. А что сделал бы Кант -- ?
Reply
"эссенциализм" раскритикован в пух и прах.
...эссенциализм не способен решить следующую проблему: как возможно установить, истинно ли данное формально правильное определение? Или, иначе говоря: каким образом совершать выбор между двумя конкурирующими определениями? Очевидно, что для методологического номиналиста ответ на вопросы такого рода тривиален. Предположим, что кто-то утверждает (вместе с «Oxford Dictionary»), что «Щенок - это самовлюбленный, пустоголовый, дерзкий молодой человек», и настаивает на принятии этого определения наперекор тем, кто цепляется за данное в тексте определение («Щенок - это молодой пес»). В этом случае номиналист, если он обладает достаточным терпением, укажет на то, что спор о ярлыках не интересует его, поскольку их выбор совершенно произволен, и может предложить, если существует какая-либо опасность двусмысленности, ввести два разных ярлыка, например «щенок1» и «щенок2». Если же какая-то третья сторона будет настаивать на том, что «Щенок - ( ... )
Reply
И философия не претендует. Как она может претендовать на познание того, что вообще отрицается? :)
Но это-то я и сказал. После краха метафизики (= попытки познания сущности) осталось одно, чтобы избежать принципиально непознаваемого -- отвергнуть существование. Не полезу искать точные цитаты у Рорти, Патнема, Сантаяны и других (того же Поппера), но мысль именно такова: сущность -- ошибочное представление, в котором нет нужды и от которого следует отказаться.
Reply
Reply
Reply
сила-то может существовать и как поле, т.е. потенциально.
Reply
Не знаю. На мой взгляд, полагать можно всяко, но знать -- нельзя.
Reply
Leave a comment