Византийская философия об универсалиях.

Oct 13, 2011 23:51

Благодаря любезной помощи уважаемого Анонима читаю статью Катерины Иеродиакону "Metaphysics in the Byzantine Tradition: Eustratios of Nicaea on universals ( Read more... )

Ларше, Сущность и ипостась, Бальтазар, Де Любак, Лурье

Leave a comment

alexandrg October 19 2011, 15:05:48 UTC
+++Даже совсем не вдаваясь в детали, читаем:
"называется природой, усматриваемой в виде".+++

А почему Вы так выборочно читаете? Давайте читать целиком:

" Природа усматривается (…) или вместе во всех ипостасях одного вида, связуя их, и [тогда] называется природой, усматриваемой в виде."

Очевидно же, что здесь "вид" = "все ипостаси одного вида". Что, в общем, неудивительно, учитывая, что древние авторы, включая Дамаскина, не делали строгого различия между содержанием понятия и его объемом.

+++Вид - это универсалия по своему определению.+++

Вы не учитываете, что понятия бывают омонимичными. :)

+++Поэтому говорится о природе усматриваемой в универсалии.+++

Ну, так природа - это ведь тоже общее, да еще и синоним "вида", а значит и "универсалии". Вы мне даже цитату соответствующую приводили: "Святые отцы... низший вид назвали сущностью, природой и формой" (Диалектика 31; см.: 42 и др.)"
Т. е. из Ваших слов вытекает, что "природа усматривается в универсалии" = "универсалия усматривается в универсалии". Как сие понимать?

+++Мы говорили о понимании Дамаскина, а не о том, что думаю.+++

Мне интересно узнать, как можно объяснить, что в замысле о вещах общего нет, а в вещах общее есть. Откуда оно (общее) берется, если Бог его не творит? А если творит, то неужели, не замышляя его как общее?

+++Из текста Дамаскина, в т.ч. приведенного Вами, никак нельзя сделать вывод о том, что существуют некие природы лошади и человека до существования их самих.+++

А я и не говорил, что можно сделать такой вывод. Но, на мой взгляд, можно сделать вывод, что существуют замыслы об этих природах.

+++Повторяю, Бог может творить общие природы вместе с сотворенными вещами и сразу в сотворенных вещах (т.е. творить человекость в человеке сразу вместе с самим человеком), а не так, что сначала Он сотворил виды и роды, а потом сами вещи, подпадающие под них.+++

Вы меня как-то превратно понимаете. Я нигде такого не утверждал.

+++Из его текстов. +++

А он где-то в своих текстах прямо так и написал: я, мол, описываю ВСЕ встречающиеся мне случаи общего-особенного? Или Вы это просто додумали?

Р.S.

+++я уже ответил выше. Это то, откуда берется общее в вещах.+++

Ну, так а что это такое? "То, откуда…" - это малосодержательное выражение. Каков онтологический статус этого "то"? И почему оно не может быть названо общим-до-вещей?

Reply

birr October 22 2011, 19:19:59 UTC
*Очевидно же, что здесь "вид" = "все ипостаси одного вида". Что, в общем, неудивительно, учитывая, что древние авторы, включая Дамаскина, не делали строгого различия между содержанием понятия и его объемом.
-------------
откуда Вы это взяли? Вы из Дамаскина делаете какого-то дебила. а он ведь был неглупый человек. здесь имеется в виду: "в любой ипостаси вида"

*Вы не учитываете, что понятия бывают омонимичными. :)
-----------
и что? Вы хотите сказать, что слово вид в логическом контексте (а не в контексте "внешнего вида") может обозначать не универсалию, а что-то другое?

*Т. е. из Ваших слов вытекает, что "природа усматривается в универсалии" = "универсалия усматривается в универсалии". Как сие понимать?
-------------
элементарно, если помнить, что к понятию "универсалия" относится не только вид

* Откуда оно (общее) берется, если Бог его не творит? А если творит, то неужели, не замышляя его как общее?
----------
я уже отвечал на этот вопрос: творит общее вместе с единичным. это и заложено в принципе, постоянно озвучиваемом Дамаскиным: не бывает невоипостасной природы.

*А я и не говорил, что можно сделать такой вывод
-----------
как это не отстаиваете, если Вы приписываете Дамаскину существование универсалий до вещей? Вы сами себе противоречите, отрицая именно то, что раньше утверждали.

*Вы меня как-то превратно понимаете. Я нигде такого не утверждал.
-----------
то же самое.

И почему оно не может быть названо общим-до-вещей?
-----------
потому что общее-до-вещей это значит, что если не будет вещей, это общее все равно будет, а общее в вещах подразумевает, что общее существует только если существует вещь. Но Дамаскин именно об этом и говорит, утверждая, что никакой природы вне ипостаси не существует.

Reply

alexandrg October 23 2011, 11:36:02 UTC
+++откуда Вы это взяли? Вы из Дамаскина делаете какого-то дебила. а он ведь был неглупый человек. здесь имеется в виду: "в любой ипостаси вида"+++

Ну, давайте прочитаем текст еще раз:

"Природа усматривается (…) или вместе (!) во всех (!) ипостасях одного вида, связуя их (!), и [тогда] называется природой, усматриваемой в виде."

Где же тут "в любой ипостаси вида", когда прямо сказано что "ВМЕСТЕ ВО ВСЕХ", да еще и "СВЯЗУЯ ИХ"?

+++и что? Вы хотите сказать, что слово вид в логическом контексте (а не в контексте "внешнего вида") может обозначать не универсалию, а что-то другое?+++

Да.

"Итак, каждый вид это одна природа, например: все люди - одна природа, и все ангелы - одна природа, и все быки - одна природа; подобным образом и прочие творения." [Преп. Иоанн Дамаскин. Элементарное введение в догматы, 1]

"Все люди" или "все быки" - это разве универсалия?

А вот, например, чуть ниже Дамаскин называет "всех быков" уже не одним видом, а единовидными [индивидами] находящимися "ПОД одним и тем же видом и под одной и той же сущностью":

"Единосущим, единоприродным, единым по форме, единовидным и единородным является то, что находится под одним и тем же видом и под одной и той же сущностью; например: Петр, Павел и прочие люди [взятые] по отдельности, все быки, все собаки, подобным образом и прочие [творения]." [Преп. Иоанн Дамаскин. Элементарное введение в догматы, 6]

Разве не видно, что понятия "вид" и "природа" фигурируют тут в двух разных смыслах?

+++элементарно, если помнить, что к понятию "универсалия" относится не только вид+++

Понятно, что не только вид. Но если понимать человеческую природу как вид, то она может усматриваться только в роде, но никак не в виде. А Вы, получается, утверждаете, что вид усматривается в виде.

+++я уже отвечал на этот вопрос: творит общее вместе с единичным.+++

Он творит его согласно замыслу, или нет?

+++как это не отстаиваете, если Вы приписываете Дамаскину существование универсалий до вещей?++++

Нетварных универсалий. А Вы мне приписываете нелепое мнение, будто я утверждал, что "сначала Он сотворил виды и роды, а потом сами вещи, подпадающие под них".

+++Вы сами себе противоречите, отрицая именно то, что раньше утверждали.+++

И где же я утверждал, что Бог "сначала сотворил виды и роды, а потом сами вещи, подпадающие под них"?

+++потому что общее-до-вещей это значит, что если не будет вещей, это общее все равно будет,+++

Знаете, я как-то склонен считать, что веления Божии предшествуют вещам и не зависят от них. А у Вас другое мнение на это счет? :)

+++Но Дамаскин именно об этом и говорит, утверждая, что никакой природы вне ипостаси не существует.+++

А "веления Бога" - это никакая и не природа.

Reply


Leave a comment

Up