«Лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший сценарий», «лучший оператор» - киноакадемики сошлись во мнениях относительно «Бёрдмэна» не по расчету, а по любви. В конце концов, «Бёрдмэн», в какой-то мере - про каждого из них. Майкл Китон сыграл актера с большой буквы А, таким, какими, наверное, и воспринимают себя сами звезды. Которые играют клоунов, а мечтают о Гамлете.
Экс-звезда, прославившись когда-то в роли супер-героя, теперь прозябает в безвестности. Но страдает даже не от безвестности и безденежья, а от нереализованности в чем-то большем. А годы берут свое, всякие юбилеи на носу, с чем придешь к ним, кто ты вообще, что сделал-то в жизни, по гамбургскому счету?
Этот счет герой-Бёрдмэн предъявляет себе сам, получает от жены, дочери, поклонников былых заслуг… Но - вместо глупых выкрутасов в супер-геройской франшизе, постановка скучной и банальной пьесы из разряда «серьезного, настоящего, драматического искусства» - вы действительно думаете, что вон оно, то самое? - Спрашивает, опять же, он самого себя, и его спрашивают - коллеги, критики, зрители…
Как ни странно будет признать, но, может быть, Голливуду в фильме «Бёрдмэн» удалось невозможное - поймать самого себя за хвост, посмотреть самому себе в глаза и строго поставить перед самим собой - вот те самые вопросы задать, над которыми мучается герой фильма.
Чем мы вообще с вами, господа-актеры, занимаемся? По серьёзке? Бабло стрежем с бессмысленных и беспощадных комиксов? Развлекаем невтыкающую публику? Претендуем быть главным идолом, главным авторитетом и мерилом - с какой такой радости? И почему они нас любят, верят нам, идут за нами - зрители, если мы сами - всего-навсего какие-то кривляльки,
( с укр. - «марионетки»; пожив как-то подольше в Киеве, я нахваталась словечек, которые, кажется, лучше отражают суть явлений. Например, Лару Крофт иначе, чем раскрадачкой гробниц, уже не могу назвать. Аналогично с Людыной-Павуком).
В общем, как любое «кино про кино» (в данном случае в фокусе - театр, но это не суть важно), «Бёрдмэн» профессионалам-кинематографистам говорит даже больше, чем зрителям с другой стороны экрана. Отсюда - такой успех на Оскаре. Предсказуемый, да. Но от этого - не менее почетный!
Ведь режиссеру и сценаристу Иньяритту реально удалось достучаться и задеть за живое этих высоколобых… ну, на высоте их лба не будем заострять внимание, в любом случае - маститых, съевших собаку, дошедших до вершины… профессионалов. Значит, он не просто понял что-то о профессии, но и блестяще сумел воплотить это на экране.
Собрав, между прочим, блестящий же актерский состав. Из представленных на Оскаре фильмов, с «Бёрдмэном» по этой номинации мог бы соперничать, пожалуй, только лишь «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсена. Жалко, что такой категории нет! Но выдающийся актерский ансамбль есть - и там, и тут:
помимо совершенно по-новому открывшегося Майкла Китона, еще и замечательный Эдвард Нортон, (прямо-таки напрашивался Нортон на Оскар за роль второго плана, да только Дж. К. Симмонс в роли бесноватого Дирижера из "
Одержимости | Whiplash" буквально смёл всех на своем пути). Нортон вообще становится все более и более разносторонним: здесь он комикует - но так тонко, так иронично, так обаятельно, что производит впечатления не меньше, чем своими выдающимися ролями психопатов.
Мелькнула кратко Наоми Уотс - но этот промельк дорогого стоит. Долго и старательно психовала и драматизировала всё и вся Эмма Стоун - наверняка тоже на Оскар рассчитывала, (за роль второго плана). Решение академиков присудить этот Оскар Патрисии Аркетт не столь очевидно, как в случае с Симмонсом. Но и Стоун не так жалко, как Нортона - уж слишком она как-то старалась.
Однако присутствие в кадре Уотс и Стоун еще ярче выявляет принадлежность фильма «Бёрдмэн» к жанру «
вуди-алленовских» комедий. Ничего обидного для автора-Иньярриту в этом определении нет. Скорее, комплимент. Старик Аллен так долго и так плодотворно работает в жанре, что нет ничего удивительного, в том, что он вытоптал себе целую поляну.
А теперь на эту поляну то и дело захаживают другие. Иногда они, признавая право первородства, даже приглашают Вуди Аллена принять в своих проектах посильное участие, (например, недавний фильм Джона Туртурро «
Под маской жиголо | Fading Gigolo»). Иньяритту приглашать Аллена на главную роль не стал.
Хотя, если вы только представите в роли Бёрдмена нашего любимого пожилого суетливого очкарика - вы поймете, кто на самом деле идейный вдохновитель фильма. Даже если Иньярриту об этом не подозревает.
О природе творчества, о свободе творчества, о загадках и озарениях, о комизме и трагизме творческого процесса - кто, как не Вуди Аллен снял уже не знаю, сколько фильмов и сказал, кажется, все, (взять хотя бы умопомрачительно смешной «
Голливудский финал»!)
Однако тема эта бесконечная и высказывания по ее поводу будут появляться снова и снова. Кстати говоря, тема эта - сложная, поэтому, в отличие от любовных драм и криминальных разборок, на эту территорию имеют дерзость вступать лишь реально талантливые люди. Как, собственно говоря, случилось и на этот раз.
Оскар 2015. Бёрдмэн | Birdman: США - 2014
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Великая красота | La grande bellezzaВместо этого смотреть:
Железный человек 3 | Iron Man 3В этот день в 2011 году:
ВыкрутасыВ этот день в 2010 году:
Разумное сомнение | Beyond a Reasonable DoubtВ этот день в 2007 году:
Ходят слухи | Rumor Has It... киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн