Оскар 2015. Одержимость | Whiplash

Jan 21, 2015 13:31


 Каким образом фильм, вышедший на экраны в позапрошлом году, может претендовать на нынешний Оскар, знают одни лишь киноакадемики,  но факт остается фактом - «Одержимость» Дэмьена Шазелла претендует аж на 5, в том числе на приз за лучший фильм. «Одержимость» победила на прошлогоднем Санденсе и прокатилась по многочисленным международным кинофестивалям, в том числе и в Каннах побывала.

«Одержимость» Шазель развил из своей же одноименной короткометражки, в которой репетиция оркестра была намечена штрихами, но главный образ - дирижера-диктатора, тирана и садиста - выписан уже в полный рост. В полнометражном фильме найден и противовес ему под стать. Пожалуй, редко встречаются в кино противостояния такого масштаба.

Противостояния личностей, а не супергероев, которые, очень монументально, но - не реально - будут метать друг в друга молнии, целые скалы, а то и малые планеты. Все это очень помпезно, но - понарошку. Здесь, в фильме «Одержимость», противостояние двух мощных фигур до  ужаса натуралистично. И многие из нас переживали что-то подобное. Но все-таки - не до кровавых мозолей, да?

Противостоят друг другу в фильме дирижер консерваторского оркестра и молодой музыкант, ученик, барабанщик. Барабанщика играет Майлз Теллер. Вот в чем, наверное, главная загадка - и бронебойная мощь - фильма «Одержимость». Притвориться гениальным барабанщиком нельзя. Нельзя сыграть гениального барабанщика, если ты не умеешь барабанить.



Нет, все мы видели сто  раз, как в кино герои играют, например,  на пианино: их показывают, сидящими за инструментом - голову над роялем, а потом, отдельно - пальцы, бегающие по клавишам - пальцы кого-то другого. Или - тоже привычно знакомый кадр, когда кто-то, в шумной компании, играет на гитаре, зажимая левой рукой  струны в произвольном порядке и производя правой какие-то мягкие поглаживания струн, ничего общего не имеющие с реальным звукоизвлечением.

Все это простительно - когда игра на инструменте не является для героя фильма сюжетообразующим обстоятельством. Когда мы смотрим любовную драму, герой которой еще и играет на рояле. В «Одержимости» все не так. Игра на инструменте, на ударной установке, является краеугольным камнем фильма. Он, конечно, не о музыке. Музыка является только полем битвы двух воль.



Герои фильма - и ученик-барабанщик, и тиран-дирижер - одержимы не музыкой как таковой. Они одержимы совершенством, ритмом, качеством звукоизвлечения… То есть для них, для профессионалов, в этом, может быть, и состоит музыка - нам, любителям чарующих звуков, их не понять. Для нас музыка - это производимое слаженной игрой оркестра эмоциональное воздействие, когда мы грустим вместе со струнными и радуемся с духовыми…

Профессиональные же  музыканты из фильма «Одержимость» не слушают музыку, они делают ее, строят, проектируют, как архитектор проектирует великолепный дворец - безо всяких сантиментов. И главное чудо - что этот профессионализм владения инструментом, в данном случае - ударной установкой - на наших глазах, безо всяких ухищрений и комбинированных съемок, демонстрирует не музыкант, а актер. Майлз Теллер.



Это он барабанит до кровавых мозолей, это он - в финале - без перерыва стучит двадцать минут подряд, бесконечно ускоряя темп, не останавливаясь, доводя до совершенства пассажи - и дальше, дальше… Наблюдать за этим чудом реального мастерства - едва ли не интереснее, чем за борьбой выдуманных, хотя и прекрасно сыгранных, честолюбий. Очень необычный фильм - «Одержимость».



Не знаю, как за  "Лучший фильм", а вот Оскар за исполнение лучшей мужской роли второго плана - роли дирижера, ее сыграл Дж.К. Симмонс - очень даже вероятен. Жалко и несправедливо, что исполнитель главной роли в фильме - Майлз Теллер - таковой номинации не удостоился. Вот он-то уж сыграл, так сыграл!

Одержимость | Whiplash: США - 2013



Моя система оценок

Вместе с этим смотреть: Мастер | The Master
Вместо этого смотреть: Одержимость | Wicker Park
В этот день в 2010 году: Повелитель бури | The Hurt Locker
В этот день в 2008 году: Я - легенда | I Am Legend

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн







драма, фестивали, обзоры фильмов, музыка, кино

Previous post Next post
Up