007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall

Nov 08, 2012 12:33


Новая серия к полувековому юбилею бондианы, «Координаты Скайфолл», не разочарует поклонников: погони, стрельба, хитроумный злодей и многократно воскресающий Джеймс Бонд в изящной упаковке очень интересного сюжета.

Или наоборот: поклонникам, как раз, этот фильм покажется слишком перегруженным зрелыми размышлениями и не детским драматизмом.

А вот те, кто всегда относился к невыносимой легкости похождений Бонда с иронией и не понимал, как можно всерьез увлекаться подобным легкомыслием, после "Скайфолла" посмотрят на Бонда новыми глазами.

Джеймсы Бонды в кино всегда выполняли мощную идеологическую нагрузку. Особенно, конечно, во время холодной войны, когда красавец, эстет, бонвиван и ироник, Джеймс Бонд должен был презентовать ценности свободного мира, так сказать, во всей красе.


Костюмы и белозубая улыбка, идеальная прическа и сногсшибательные транспортные средства - все работало на эту цель. И она была достигнута. Последним ослепительным Бондом был Пирс Броснан. А вот пришедший ему на смену Дэниэл Крэйг такой ослепительностью вовсе не обладает. В его исполнении Бонд начал появляться в клетчатых ковбойках, какой-то растрепанный, неопрятный и помятый… Прямо-таки ронял марку то и дело.



Но только в этом фильме, «Координаты «Скайфолл», стало ясно, что новый - потерянный и расхристанный - имидж Бонда имеет под собой новую идейно-политическую подоплеку. Внятную и адекватную изменившемуся миру. Мир старого доброго шпионажа разрушился вместе с биполярной системой. И старой гвардии пора на смену.



А пока - практически всемогущие злодеи, вооруженные до зубов харкерскими навыками, одерживают одну победу за другой - и где?! - на его же, на Джеймс-Бондовской, родной территории! В родном Лондоне, пробрались в самое логово, взорвали одно здание разведки, другое, подобрались к парламенту и пришли за Бондом по координатам в Скайфолл - его личное родовое гнездо.

Это такая шотландская деревушка, а там - небольшой замок. Или - большой дом. В этом доме и вокруг него происходит финальная - очень долгая, при том - ночная, поэтому - в темноте - битва. В которой победил, все-таки, вы догадываетесь, кто. Но далось это ему очень нелегко. Потери прямо-таки невосполнимые. В боевой силе и технике.

И вот эта растерянность старого мира, с его силой, с его привычными оружием и приемами - перед новым оружием и новыми приемами, которыми старперам, увы, уже не овладеть - пронизывает весь фильм.

Не зря его поставил режиссер настоящего драматического, а не блокбастерного, кино - Сэм Мендес, известный больше всего по фильму «Красота по-американски» - яркая драма о кризисе среднего возраста в начале нулевых. Вот какой-то такой кризис в фильме «Координаты Скайфолл» переживает и наш бывший удачник, а ныне - стареющий, поскрипывающий, промахивающийся в стрельбе по мишени, Акелла. И на эту роль Дэниэл Крейг подходит как нельзя лучше.

Главный враг, бывший, кстати, коллега по Ми-6, а ныне - свободный художник, его играет Хавьер Бардем, которому злодеев играть - не привыкать, но тут он… Не похож сам на себя. Потому что - блондин. И вот он - легок, ироничен, изящен, остроумен и обгоняет Бонда - и всю его команду! - по всем статьям.



Особенно - по информационным технологиям: пока наша старушка М еще только наладила он-лайн связь с агентами и диктует им прямо в ухо каждый шаг, красавец-блондин Бардем-Силва уже взломал сеть разведки, и каждый замок в здании, и стрелки в лондонском метро, и … В общем, в этой серии Бонд победил. Но надолго его вряд ли хватит…

Невозможно не упомянуть, говоря об этом фильме, о музыке и - особо - о заглавной песне. Она прямо-таки как будто песня из прошлого - звучит с несвойственными этому веку драматизмом, мощью, мелодичностью - Адель ее сочинила и спела, а как будто кто-то из титанов 70-х годов прошлого века. Как камертон, прозвучав на титрах, песня задает тон всему фильму и дает зрителям понять, что будет все по-взрослому. И не обманывает.

Мендесу и сценаристам удалось то, что в шпионских фильмах последних лет, кажется, полностью утрачено: снять не череду каскадерских трюков, не презентацию высокотехнологичных гаджетов и не каталог туристической кампании, а очень интересный и драматичный фильм, в котором история ценна сама по себе, а не только как шампур, на который все эти вышеуказанные аттракционы нанизаны.



При этом динамизма и остросюжетности никто не отменяет, и все трюки и спец-эффекты работают на сюжет в лучшем виде, а красоты и причудливость разных мест тоже создают вот это ощущение зрелищного богатства, из которого и складывается понятие - "большое кино".

Говоря о местах, натурных съемках, опять же, нельзя не отметить, как здорово вплелись в ткань фильма вот именно не только виды знакомых мировых столиц, но и - заброшенный мертвый остров, пустой город - и леденящие душу шотландские пустоши в окрестностях Скайфолла. Кажется, что два этих великолепных фона - найденных или выстроенных, нарисованных художниками-постановщиками фильма, впоследствии будут задействованы художниками фильмов поменьше. Уйдут в попсу.



Как это бывает в картинах - да и шире - в работах великих мастеров: в одной песне "Beatles" ритмов и мелодий, тем хватает для десятка будущих попсовых шлягеров. Так что "Скайфолл", по густоте намеса и по качеству исполнения всего, что есть в фильме, конечно, полностью опрокидывает те снисходительные ожидания, которые у всех зрителей связаны с представлением о "сиквеле" - мол, их снимают только для того, чтобы в очередной раз срубить бабла на неистлевшем еще бренде.

То есть, обычно, так, конечно, и бывает. Но вот здесь - все наоборот: действительно, вся предшествующая полувековая мощь и раскрученность бренда, великого и непобедимого, неубиваемого и неиссякающего суперагента сработала на силу этого фильма. Вообще "Скайфолл" - эстетическое оправдание существования практики сиквелов и франшиз. Потому что, получается, что, несмотря на качество каждой отдельной серии, общий символический капитал бренда растет во времени, и, глядишь, придет время - и он выстрелит вот так!

И еще одно: название. У нас, как обычно, его попытались исказить, сопроводив кучей лишних, ненужных дополнений: "007, координаты..." Но как только ты слышить песню, ты начинаешь слышать название, как надо - Падающие небеса. Скайфолл. Название дает фильму эту пронзительную ноту не меньше, чем заглавная песня.

Ни разу не проходное, запоминающееся, оно еще и стопроцентно отражает содержание, послание, настроение фильма. Точный образ, пойманный создателями фильма, вызвал к жизни и точное название - и соответствующее образу воплощение в двухчасовой киноленте. Конец света, предчувствие Апокалипсиса через шпионские страсти. Вот почему так радует и задевает этот фильм: он - не иллюстративный, он - образный. А большинство современных фильмов - и книг, и вещей... (и людей?) - безОбразные. Без обид.

007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall: Великобритания, США



Моя система оценок

Poll 007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall

Вместе с этим смотреть: Меланхолия | Melancholia, Магнолия l Magnolia, Призрак | The Ghost Writer
Вместо этого смотреть: Турист | The Tourist, Миссия невыполнима: Протокол Фантом | Mission: Impossible - Ghost Protocol, Эволюция Борна | The Bourne Legacy
В этот день в 2010 году: Буги-вуги | Boogie Woogie
В этот день в 2009 году: Не бросайтесь тортами в летающие тарелки! Глава 4
В этот день в 2006 году: Анаполис | Annapolis

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн







Мендес, США, Бонд, Уишоу, *5*, обзоры фильмов, боевик, Крейг, 2012, экшн, сиквел, приключения, Великобритания, кино

Previous post Next post
Up