Новая серия к полувековому юбилею бондианы, «Координаты Скайфолл», не разочарует поклонников: погони, стрельба, хитроумный злодей и многократно воскресающий Джеймс Бонд в изящной упаковке очень интересного сюжета.
Или наоборот: поклонникам, как раз, этот фильм покажется слишком перегруженным зрелыми размышлениями и не детским драматизмом.
А вот те, кто всегда относился к невыносимой легкости похождений Бонда с иронией и не понимал, как можно всерьез увлекаться подобным легкомыслием, после "Скайфолла" посмотрят на Бонда новыми глазами.
Джеймсы Бонды в кино всегда выполняли мощную идеологическую нагрузку. Особенно, конечно, во время холодной войны, когда красавец, эстет, бонвиван и ироник, Джеймс Бонд должен был презентовать ценности свободного мира, так сказать, во всей красе.
Костюмы и белозубая улыбка, идеальная прическа и сногсшибательные транспортные средства - все работало на эту цель. И она была достигнута. Последним ослепительным Бондом был Пирс Броснан. А вот пришедший ему на смену Дэниэл Крэйг такой ослепительностью вовсе не обладает. В его исполнении Бонд начал появляться в клетчатых ковбойках, какой-то растрепанный, неопрятный и помятый… Прямо-таки ронял марку то и дело.
Но только в этом фильме, «Координаты «Скайфолл», стало ясно, что новый - потерянный и расхристанный - имидж Бонда имеет под собой новую идейно-политическую подоплеку. Внятную и адекватную изменившемуся миру. Мир старого доброго шпионажа разрушился вместе с биполярной системой. И старой гвардии пора на смену.
А пока - практически всемогущие злодеи, вооруженные до зубов харкерскими навыками, одерживают одну победу за другой - и где?! - на его же, на Джеймс-Бондовской, родной территории! В родном Лондоне, пробрались в самое логово, взорвали одно здание разведки, другое, подобрались к парламенту и пришли за Бондом по координатам в Скайфолл - его личное родовое гнездо.
Это такая шотландская деревушка, а там - небольшой замок. Или - большой дом. В этом доме и вокруг него происходит финальная - очень долгая, при том - ночная, поэтому - в темноте - битва. В которой победил, все-таки, вы догадываетесь, кто. Но далось это ему очень нелегко. Потери прямо-таки невосполнимые. В боевой силе и технике.
И вот эта растерянность старого мира, с его силой, с его привычными оружием и приемами - перед новым оружием и новыми приемами, которыми старперам, увы, уже не овладеть - пронизывает весь фильм.
Не зря его поставил режиссер настоящего драматического, а не блокбастерного, кино - Сэм Мендес, известный больше всего по фильму «Красота по-американски» - яркая драма о кризисе среднего возраста в начале нулевых. Вот какой-то такой кризис в фильме «Координаты Скайфолл» переживает и наш бывший удачник, а ныне - стареющий, поскрипывающий, промахивающийся в стрельбе по мишени, Акелла. И на эту роль Дэниэл Крейг подходит как нельзя лучше.
Главный враг, бывший, кстати, коллега по Ми-6, а ныне - свободный художник, его играет Хавьер Бардем, которому злодеев играть - не привыкать, но тут он… Не похож сам на себя. Потому что - блондин. И вот он - легок, ироничен, изящен, остроумен и обгоняет Бонда - и всю его команду! - по всем статьям.
Особенно - по информационным технологиям: пока наша старушка М еще только наладила он-лайн связь с агентами и диктует им прямо в ухо каждый шаг, красавец-блондин Бардем-Силва уже взломал сеть разведки, и каждый замок в здании, и стрелки в лондонском метро, и … В общем, в этой серии Бонд победил. Но надолго его вряд ли хватит…
Невозможно не упомянуть, говоря об этом фильме, о музыке и - особо - о заглавной песне. Она прямо-таки как будто песня из прошлого - звучит с несвойственными этому веку драматизмом, мощью, мелодичностью - Адель ее сочинила и спела, а как будто кто-то из титанов 70-х годов прошлого века. Как камертон, прозвучав на титрах, песня задает тон всему фильму и дает зрителям понять, что будет все по-взрослому. И не обманывает.
Мендесу и сценаристам удалось то, что в шпионских фильмах последних лет, кажется, полностью утрачено: снять не череду каскадерских трюков, не презентацию высокотехнологичных гаджетов и не каталог туристической кампании, а очень интересный и драматичный фильм, в котором история ценна сама по себе, а не только как шампур, на который все эти вышеуказанные аттракционы нанизаны.
При этом динамизма и остросюжетности никто не отменяет, и все трюки и спец-эффекты работают на сюжет в лучшем виде, а красоты и причудливость разных мест тоже создают вот это ощущение зрелищного богатства, из которого и складывается понятие - "большое кино".
Говоря о местах, натурных съемках, опять же, нельзя не отметить, как здорово вплелись в ткань фильма вот именно не только виды знакомых мировых столиц, но и - заброшенный мертвый остров, пустой город - и леденящие душу шотландские пустоши в окрестностях Скайфолла. Кажется, что два этих великолепных фона - найденных или выстроенных, нарисованных художниками-постановщиками фильма, впоследствии будут задействованы художниками фильмов поменьше. Уйдут в попсу.
Как это бывает в картинах - да и шире - в работах великих мастеров: в одной песне "Beatles" ритмов и мелодий, тем хватает для десятка будущих попсовых шлягеров. Так что "Скайфолл", по густоте намеса и по качеству исполнения всего, что есть в фильме, конечно, полностью опрокидывает те снисходительные ожидания, которые у всех зрителей связаны с представлением о "сиквеле" - мол, их снимают только для того, чтобы в очередной раз срубить бабла на неистлевшем еще бренде.
То есть, обычно, так, конечно, и бывает. Но вот здесь - все наоборот: действительно, вся предшествующая полувековая мощь и раскрученность бренда, великого и непобедимого, неубиваемого и неиссякающего суперагента сработала на силу этого фильма. Вообще "Скайфолл" - эстетическое оправдание существования практики сиквелов и франшиз. Потому что, получается, что, несмотря на качество каждой отдельной серии, общий символический капитал бренда растет во времени, и, глядишь, придет время - и он выстрелит вот так!
И еще одно: название. У нас, как обычно, его попытались исказить, сопроводив кучей лишних, ненужных дополнений: "007, координаты..." Но как только ты слышить песню, ты начинаешь слышать название, как надо - Падающие небеса. Скайфолл. Название дает фильму эту пронзительную ноту не меньше, чем заглавная песня.
Ни разу не проходное, запоминающееся, оно еще и стопроцентно отражает содержание, послание, настроение фильма. Точный образ, пойманный создателями фильма, вызвал к жизни и точное название - и соответствующее образу воплощение в двухчасовой киноленте. Конец света, предчувствие Апокалипсиса через шпионские страсти. Вот почему так радует и задевает этот фильм: он - не иллюстративный, он - образный. А большинство современных фильмов - и книг, и вещей... (и людей?) - безОбразные. Без обид.
007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall: Великобритания, США
Моя система оценок Poll 007: Координаты «Скайфолл» | Skyfall Вместе с этим смотреть:
Меланхолия | Melancholia,
Магнолия l Magnolia,
Призрак | The Ghost Writer Вместо этого смотреть:
Турист | The Tourist,
Миссия невыполнима: Протокол Фантом | Mission: Impossible - Ghost Protocol,
Эволюция Борна | The Bourne LegacyВ этот день в 2010 году:
Буги-вуги | Boogie Woogie В этот день в 2009 году:
Не бросайтесь тортами в летающие тарелки! Глава 4В этот день в 2006 году:
Анаполис | Annapolis киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн