"Призрак" - классически, хочется даже сказать: старомодно хороший фильм. С напряженной интригой, стильными актерами, ощутимом в каждом кадре настроением… В общем, теперь таких не делают - казалось бы, так ведь нет!
Старик Полански, как будто в противовес всем некинематографическим скандалам последнего времени вокруг своего имени, в пику досужим суждениям о спекулятивности и незаслуженности его "Оскара" за "Пианиста", да и вообще - человек его возраста любой проект делает еще и вопреки годам! - Полански взял и снял очень четкий, современный европейский фильм.
И даже актуальный - но не в том смысле, который придается выражению "актуальное кино", "актуальное искусство".
Просто тема "Призрака" - и его литературного первоисточника, одноименного романа Роберта Харриса - реально обсуждается в политических телепрограммах и, наверняка, в лондонских гостиных. Но и не только злосчастный экс-премьер Великобритании, в которого, не скрываясь, метит автор - и романа, и фильма - является мишенью. Все устройство мирового истеблишмента как-то вдруг оказалось в зоне особого внимания.
Шпионские скандалы все ближе подступают к самым высоким креслам и самым овальным кабинетам, деятельность спецслужб видится за каждым ярким и деятельным политиком… Откуда он взялся, такой яркий? Такой деятельный? И где он был раньше?
Нам на постсоветском пространстве тоже не привыкать, только что в Украине президентствовал известно, откуда взявшийся Виктор Ющенко. А в Грузии - так и продолжает. Не говоря уже обо всяких выгодных известно кому диктаторах во всяких банановых республиках и третьих странах. Да, но, казалось нам, сирым и убогим, это все нас касается, голимых, а в Европах-то все суверенно и незалежно, без дураков.
Полански с подачи Харриса развенчивает этот миф, создавая новый.
И на этот новый миф работает действительность: если не подтверждает его окончательно и безоговорочно, то и вовсе не отвергает.
Поэтому фильм "Призрак" я бы не назвала политическим триллером - а если и так, то - не в привычном смысле слова.
Как это часто бывает в последнее время, действие фильма вылезает за его рамки, букет, нарисованный на холсте, простирается за его пределы и свисает в комнату…
Тревожное ожидание, предощущение, предвкушение страшной, опасной находки, разгадки, тайны, которыми наполнен, наэлектризован экран - связаны не только с экранными, придуманными, аллегорическими персонажами. Но и с нами, заэкранными людьми, которые, сидя в темноте кинозала, не могут не соотносить кинофантазию с известной нам реальностью, не проводить параллелей с известными политическими фигурами и не пугаться прозрачности намеков и серьезности выдвинутых обвинений.
Или тому, что впервые версия о глобально управляемом мире вышла на столь широкие экраны и просторы.
Или того, что это уже настолько всем очевидная вещь, что даже никаких скандалов не вызывает.
Эван МакГрегор в который раз блестяще справляется с ролью "мужчины в беде", (совсем недавно практически так же, только с небольшими вкраплениями юмора, он выглядел рядом с Джоджем Клуни в фильме "Люди, которые смотрят на коз" - "
Безумный спецназ"), и зрителю очень легко себя с ним идентифицировать: вот так и мы обалдело узнаем подоплеку тех или иных событий, и даже пытаемся действовать в свете открывшихся фактов, и даже успеваем иногда на пару шагов опередить тех, кто стоит за кулисами… Но - не надолго.
Пирс Броснан в роли экс-премьер-министра - а кто же еще? Но он не изображает прожженного лицемера, хотя очень даже легко мог бы изобразить! - его мистер Ланг выглядит почти таким же растерянным и загнанным в угол, как и его вновь назначенный спич-райтер - писатель-призрак, его и играет МакГрегор.
А вот две прекрасные дамы!
Ким Кетрал - снова возглавляет пресс-службу, как и в сериале "Секс в большом городе", только теперь поднялась на недосягаемую высоту пресс-секретаря премьер-министра, пусть даже бывшего.
И - жена, Руфь. Ее играет Оливия Уильямс, прекрасная и сдержанная, настоящая леди, которая, веришь, может удержать в своих руках - и под каблуком - и Броснана, и премьер-министра, и Великобританию.
Холодный дождливый остров, на котором все они живут в изгнании, холодный, неуютный, хотя и суперсовременный дом на острове, окна во всю стену с видом на бушующее море - все это так хорошо, что становится жалко, что скоро все кончится. Жалко становится именно от ощущения близкого конца фильма, а не от того, что ты уже знаешь (вот этот дом, этот остров, этот дождь тебе все рассказали), что все кончится плохо. Тем более (и в этом - последняя, но не менее важная!- удача фильма), что этот плохой конец останется за кадром.
Жалко, что фильм кончился. Такие фильмы смотреть бы и смотреть.
Призрак | The Ghost Writer: Германия, Франция, Великобритания - 2009
Моя система оценок P.S. А вот какое бы кино вы сравнили с "Призраком" сравнили? По сюжету, теме, настроению, впечатлению?
Вместе с этим смотреть:
Безумный спецназ | The Men Who Stare at GoatsВместо этого смотреть:
Сириана | SyrianaВ этот день -
День Рождения Стивена КингаВ этот день в 2007 году:
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса | The Assassination of Jesse James by the Coward Rober киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
КинофестивалиФильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн