Стоит только вдуматься в то, что, несмотря на место действия - Нью-Йорк, автор фильма все-таки европеец - и все становится на свои места. Это евродрама, «Стыд», и в таком контексте все становится понятно. Откуда что взялось.
Пустые безжизненные интерьеры. Пустые безжизненные улицы. Преобладание серо-зелёного цвета. Бесцветный безжизненный герой. Сплошная тошнота. Экзистенция истончилась до такой степени, что ее как бы и нет. Уэльбек на этом фоне - просто бездонный океан. А «
Елена» Андрея Звягинцева - многофигурная композиция с лихо закрученным сюжетом.
То есть унылость, бессобытийность и, по возможности, отсутствие предмета разговора в этой европейской эстетике считаются наивысшими достижениями. На самом деле, многократно раздевая своего унылого героя донага в фильме «Стыд», режиссер Стив МакКуин как будто иллюстрирует сказку о голом короле - и демонстрирует воспетые сказочником способности чудо-портных заставить всех видеть короля в роскошных одеждах. Ну, не всех, но - единомышленников по европейскому киносообществу, во всяком случае.
О подробностях сюжета говорить не приходится, потому что сюжета как бы и нет. И вы ничего не упустите, если придете к середине. Или уйдете с середины. Фильм не интересно рассказывает о неинтересном человеке. Вообще - о неинтересных людях. Предполагается, что в этой их неинтересности и заключается их интересность. Но это выморочная и притянутая за уши логика. Они не интересные - и все.
Если автор хотел вызвать у зрителя вопрос - а почему это герой стал таким неинтересным человеком - ему не удалось. Не интересные люди бывают всегда, везде, в любом социальном слое. Этот не интересный человек без конца не интересно и не аппетитно занимается сексом. Большей частию - с собой.
Частота посещения им туалета, который он использует как место интимного самоуединения, приводит к другой неаппетитной аналогии: можно снять фильм «Диарея». Но проблемы желудочно-кишечного извержения так же не сделают человека интересным объектом наблюдения, как и избранная МакКуином в качестве главной фишки эротомания. Или кто он там? Сексоголик?
Вот, помнится, у Паланика в «
Удушье | Choke» был сексоголик, его потом в фильме Сэм Рокуэл играл - это да! Но Паланик, хоть и делает всегда крутой замес из всевозможных фобий, маний, извращений, преступлений и махинаций, он-таки в центре композиции всегда изображает человека, интересного - его язык, привычки, воспоминания, желания и стремления. Отсутствие всего вышеперечисленного лишают разговор предмета. У нашего же героя "Стыда" есть только голубой шарф. И все.
Только не надо говорить, что вот, эта пустота, отсутствие интереса к жизни при полной доступности всего и вся - это такая, типа, жестокая драма последних времен. Не знаю, кто как, а я драму вижу лишь в возведении этого отсутствия интереса в героизм. Наш самый известный лишний человек - Евгений Онегин, был когда еще описан - кстати, с тем же анамнезом. Но беспримерно интересней - как сам Евгений, так и фон, на котором его безрадостная жизнь проистекает.
Пушкин не даром там зарифмовал все, что можно - энциклопедию русской жизни: вот из всего этого вам ничего не интересно? Несчастный вы человек! А в фильме «Стыд» и вся окружающая обстановка намеренно показана бедной на впечатления. Ну, так интересные - интересующиеся жизнью - люди и в тюрьме начинают писать научные трактаты или становятся виртуозными резчиками по камню. С этой точки зрения создатель фильма, Стив МакКуин, не нашедший в окружающей его действительности ничего и никого более интересного, чем этот его отсутствующий герой, выступает его образом и подобием.
Самым же интересным в фильме выглядит исполнитель главной роли, увенчанный за нее, на минуточку, Золотым Львом
Венецианского фестиваля - Майкл Фассбендер. Великолепно сложенный, как оказалось, он, тем не менее, совершенно не запоминается нигде - а, появившись в «Бесславных ублюдках» у Тарантино, Фассбендер теперь не сходит с экрана: «
Люди Икс: Первый класс | X-Men: First Class», «
Джейн Эйр | Jane Eyre», «
Опасный метод | A Dangerous Method»… Безликий, неуловимо обычный, не имеющий своеобразных черт - этот актер в последнее время настолько востребован, что, кажется, сам является какой-то фишкой безвременья и безликости.
Ну, ему хоть Лев достался. А вот Кэрри Малиган просто жаль: тратить ее исключительную мягкость, нежность и в какой-то мере - идеальность - на рутинную неврастению, главное содержание роли ее героини в фильме - просто обидно. Да еще и петь зачем-то заставили бедную!
Говорить о том, что фильм переоценён не стоит. Просто стоит оценить ту шкалу оценок, по которой «Стыд» оценивается так высоко, и раз и навсегда понять для себя, что эта шкала - не твоя. Разные судьбы.
Стыд | Shame: Великобритания - 2011
Моя система оценок Poll Стыд | Shame Вместе с этим смотреть:
Короткое замыкание,
Елена,
Копия верна | Copie conformeВместо этого смотреть:
Древо жизни | The Tree of Life,
Меланхолия | Melancholia,
Анна КаренинаВ этот день в 2007 году:
Туристас | Turistas киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн