Девять | Nine

Mar 15, 2011 10:15


 
 Мюзикл по мотивам "Восемь с половиной" Феллини: сама посылка могла бы обескуражить и внушить большие сомнения и скепсис. Но почему-то не внушила! Еще даже не вникнув, какие мощные актерские силы  привлечены к постановке, почему-то я поверила, что это может быть интересным. Как-то само сопоставление "Мюзикл" и "Восемь с половиной", "мюзикл" и "Феллини" не вызвало протеста, а, наоборот, показалось многообещающим.

Может быть, потому, что надоели прямолинейные и однонаправленные сюжеты в музыкальных фильмах. (Последнее, и потому - самое яркое впечатление на тему - " Бурлеск l Burlesque Шер и Кристиной Агилерой: при замечательном качестве исполнения, ну почему же такая неинтересная история?!) А может быть, потому, что история про магию и тайну кино как-то очень рифмуется с другим магическим, волшебным,  и еще более условным миром - вот, мюзикла! Можно было бы и об опере подумать, но для оперы все-таки, наверное, слишком все это легковесно - кажется авторам. А вот для мюзикла - в самый раз!

Фильм "Девять" ожидания оправдал и опасения развеял. Мало того, превзошел - по силе впечатления - все виданные мною мюзиклы. Не хочется на каждом шагу проводить параллели с оригиналом, (хотя желание вернуться к истоками и посмотреть "Восемь с половиной" снова фильм "Девять" вызывает, за что ему отдельное спасибо!)  - так вот, в двух словах: "Девять" не только не оскорбляет великой памяти великого фильма, но творчески продолжает его, отдавая всевозможную дань, реверансы и поклоны и Феллини, и данному конкретному фильму, и итальянскому неореализму.


Фильм "Девять" просто дышит любовью к тому, о чем он рассказывает, показывает и поет. Можно сказать, что величину этого восторга и преклонения перед великим итальянским кинематографом воплощает реальная фигура Софи Лорен, играющей в фильме роль матери режиссера Гвидо Контини.



И  весь фильм сделан так, что Софи Лорен в роли матери нисколько не выпирает из него, а, наоборот, задает планку.

Американцы вообще-то нельзя сказать, что большие молодцы по воспроизведению каких-нибудь других стран и времен: они,  обычно, берут масштабами и бюджетами. Гонятся не за достоверностью и аутентичностью, а за помпезностью и роскошью, чтобы зритель сказал не: "Ах, ну просто натурально я погрузился в 19-й век!", а сказал бы: "Вау, ну ни фига ж себе, сколько деньжищ они вбухали в постройку этих дворцов и фонтанов".



Здесь - хотя и дворцов с фонтанами предостаточно, но - настолько воспроизведен итальянский колорит, что просто слезы на глаза наворачиваются! Да, режиссер Роб Маршал и команда сценаристов во главе с Энтони Мингеллой не пошли по проторенной дорожке старых сказок на новый лад - и оставили действие классического фильма там, где ему и положено быть: в Италии 60-х. И - нет, они не копируют аскетичную стилистику неореализма, но Италия у них получается настоящей - такой, какой должна быть Италия в мюзикле.

Не все темы и не все герои Феллини попали в голливудскую версию, и вообще - "Девять" - не ремейк, а совсем другой фильм. Как не считаем мы ремейками каждую следующую постановку оперы "Мадам Баттерфляй" или драмы "Три сестры": за каждой версией - что-то новое, что увидел в классическом сюжете режиссер и о чем решил поведать миру именно с помощью героев и сюжета - в данном случае, Феллини. Фильм "Девять" оставляет совсем другое впечатление. Но он оставляет очень сильное впечатление.

И главный герой, и остальные персонажи в нем - очень яркие, и актеры до такой степени наделяют персонажей своей энергией, что никаких пересечений-сравнений (с предыдущими великими исполнителями этих ролей) даже не возникает. Дэниел Дей-Льюис играет знаменитого  режиссера в творческом кризисе на грани нервного срыва - жесткого победителя в переломный момент жизни, когда, кажется, укатали сивку крутые горки и со всем этим ворохом обязательств,



ожиданий, связей, надежд и интриг, которые все сам же и заварил - ему уже не справиться без потерь. Привычно жесткий, Дей-Льюис здесь играет слабину - что делает его гораздо более обаятельным, чем в какой-нибудь "Нефти | There Will Be Blood", хотя и тот, из "Нефти", самоотверженный бурильщик скважин вполне проглядывает в лощеном итальянском денди.

А женщины! Про голливудских женщин редко хочется сказать: "прекрасны!" Великолепны, восхитительны, обворожительны, соблазнительны, привлекательны, обаятельны - эти грани прекрасного все имеют какой-то захватнический, агрессивный оттенок - и оттого немного отталкивающий. А здесь все они - все до единой! - прекрасны.



Даже Кэйт Хадсон, которая и играет вот именно гламурную американку. Но как она это делает! Она играет ее, она делает роскошный номер мюзикла, чуть ли не лучший - вот никогда этой грани своего актерского мастерства она не раскрывала!



Кэйт Хадсон - самая дальняя от главного героя женщина фильма. Гораздо ближе к нему стоят - и, соответственно, больше места в фильме занимают - трое, нет, даже четверо других: это Марион Котийяр, жена Луиза; Николь Кидман -



Клаудиа, любимая актриса, звезда фильмов Гвидо; Пенелопа Крус - Карла, нелепая и глуповатая любовница; и - нельзя не упомянуть - Джуди Денч -



старейшая сподвижница, неизменная гримерша и костюмерша на всех фильмах Гвидо.

Ну да, Котийяр - француженка, Денч - англичанка, а Пенелопа - испанка,



но снимаются они - в Голливуде, так что актрисы они  голливудские. И все они в фильме "Девять" - прекрасны. Не говоря уже о Софи Лорен!  И номера поставлены очень впечатляюще. Единственное, чего по-настоящему не хватает фильму "Девять" - это музыки, равновеликой музыке Нино Рота.

Но - и то сказать! - далеко не всякая опера состоит из шлягеров, подобно "Кармен" Бизе. Несмотря на родственную близость к первоисточнику (композитор фильма "Девять" Андреа Гуерра - сын  главного сценариста Феллини,  Тонино Гуэрра), несмотря на аутентичное происхождение - итальянец Андреа Гуерра сейчас чуть ли не главный композитор современного итальянского кино, (мы только что смотрели " Письма к Джульетте | Letters to Juliet", и, чуть раньше - " Коко до Шанель | Coco avant Chanel", с его музыкой) - музыка все-таки не вошла в число главных достоинств мюзикла "Девять". Вот здесь, в музыкальные моменты - кчаще всего приходится вспоминать марши и галопы Нино Рота с ностальгией…

Однако - музыка Гуерры просто не столь гениальна. При этом она вовсе не плоха, ее не хочется выключить, она позволяет актерам раскрыть себя в вокале и в танце, а потом - вдруг замечаешь! - что даже уже и мурлыкаешь ее себе под нос. А уж пара самых ярких номеров - так и вовсе не за здорово живешь же! - уже востребованы рекламой и под них модельные красотки меряют колготки! Так что, по большому счету, с музыкой тоже все в порядке. Просто она не вызывает таких сильных чувств, как остальные выразительные средства этого очень пронзительного фильма.

В общем, получается, что идея, осенившая когда-то Феллини своими крылами, долетела теперь до новых создателей - и их тоже вдохновила на очень яркое воплощение. После этого фильма каждый из участвующих в нем актеров поднялся для меня на новую ступень. И режиссер Роб Маршалл - тоже.

Девять | Nine: США, Италия - 2009



Моя система оценок

Poll Девять | Nine

Вместе с этим смотреть: Восемь с половиной, Все говорят, что я люблю тебя | Everyone Says I Love You
Вместо этого смотреть: Бурлеск l Burlesque, Нефть | There Will Be Blood
В этот день в 2007 году: Вавилон | Babel

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


      
     
     
     


сиалис купить

США, Дэнч, *4*, 2009, обзоры фильмов, Италия, Крус, Кидман, драма, Дэй-Льюис, мюзикл, Лорен, кино, Хадсон

Previous post Next post
Up