Хотела дать впечатлению отлежаться и оформиться, а оно за день после просмотра почти стерлось. Тоже впечатление, ага?
Теперь жалею, что не отчиталась по горячим следам, но чего уж - поздно. Будем вспоминать.
"Овсянки" получили приз в Венеции за лучшую операторскую работу, и эта мысль приходит первой, когда начинаешь смотреть фильм. Да, операторская работа.
Наш неяркий северный цвет. Северный, но - не скандинавский: без избытка серо-зеленого и яичного белка, без избытка синего даже. Мокрая дорога, рыжая жухлая трава, черные голые деревья, белое небо, сизые облака. Ноябрь.
Не радостно, конечно, да только радости от нас никто не ждет. Вот, разве что, эта не больно радостная, но хоть капельку теплая рыжина - обязательно присутствует в кадре, как-то гармонизирует пространство, и общее впечатление от картинки поэтому не - "безрадостно", а просто - "осень".
Рыжие волосы мертвой Тани, опять же, туда же. Мертвая-то она мертвая, но это - не беда, это такой новый этап жизни. Правда, связанный с расставанием - но и то, мы увидим, не навсегда. А, очень даже может быть, не надолго.
Пока все хорошо: нас не загрузили по полной с самого начала.
Подгрузили чуток, не без этого, но не так, как могли бы. Наш русский артхаус, уж это они умеют! Так вот - нет. Ну, умерла какая-то Таня, так ведь мы ее не знали. И муж ее на наших глазах не очень-то горюет.
И этот рассказчик Аист Сергеев, хоть и знал ее, тоже не опечален, больше - озабочен: нужно отправить ее в последний путь и сделать все, как надо.
Обрядовая тема, поверья и традиции народа меря (сразу хочется добавить: "и чудь!" как же без этой, навеки примкнувшей к мере чуди!) - придуманные, как клянется режиссер Алексей Федорченко - главная фишка фильма. И не только его одного.
Такая, видать, фишка в европейской фестивальной конъюнктуре. А можно даже миролюбиво предположить, что такая фишка в мировом информационном пространстве, и это ее, реальную тенденцию и возрастающий интерес мира к не-глобальным образам жизни, Канн, а вслед за ним и Венеция считали из информационного поля планеты.
И в самом деле, сколько можно рассматривать человечество с точки зрения жителя мегаполиса.
Каковые, мегаполисы и их жители, действительно глобализировались и выглядят похоже, живут (и думают?) одинаково - что в Чикаго, что в Шанхае, что в Петербурге.
Какое-то время назад вездесущая мак-дональсовская литера "М" в кадре на всех континентах являлась свидетельством того, что мир схлопнулся во что-то одно, одинаковое, и все различия преодолены, ура! Евроремонт, итальянская одежда, американская еда - это мы, жители Земли.
Теперь, вроде бы, огляделись - да, мегаполисы везде похожи, а вот между мегаполисами - по-прежнему по-разному. А что там делается, между мегаполисами? Любимый артхаусный режиссер кинематографической высокой моды конца нулевых - начала десятых, нынешний каннский пальмоносец Апичатпонг Виерасетакун стал таким любимым именно на этой волне.
А что это у нас там, в Тайланде, делается? И на голубом глазу тайский режиссер Апичатпонг Виерасетакун рассказывает нам не про тайские криминальные группировки, наркотрафик, детскую порнографию и проституцию - каковым образом Тайвань представлен в "Новостях" и массовом сознании. (В последнее время для нас, россиян, еще и с сильным отзвуком симфонической музыки: вот, наш выдающийся дирижер там часто отдыхает!)
А вот Апичатпонг берет и рисует зеленые медитативные картины мифологического тайского сознания, которое с большим успехом уживается с пришедшими приметами научно-технического прогресса и западной цивилизации.
Очень спокойно у него это выходит, без вызова: нет, будем мы, тайцы, до последнего стоять на своем, своих духов, тигров в третьем перерождении и прошлых жизней дядюшки Бунми ни за что не отдадим, и пошли вы … прочь со своими модернизациями!
Или, наоборот, не наезжает он на своих традиционных соотечественников, что они, типа, не догоняют, когда цивилизованный мир шагает семимильными шагами совсем в другую, правильную и нужную, сторону к сияющим вершинам совершенства, а они, чудаки старорежимные, со своими духами, застряли на совсем в проклятом прошлом. И получается такой … толерантный взгляд на возможность мирного сосуществования традиционной жизни и современной в одной, отдельно взятой стране - и совершенно без ущерба для нее, а, наоборот, к полной выгоде.
Вот у Федорченко, наверное, западный киноистеблишмент считывает то же самое.
И вздыхает с облегчением: вон, эта Россия, хоть мерей назови ее, хоть нет, нормальная такая маленькая этнографическая глубинка со своими духами умерших, ярко выраженной национальной внешностью (мужчины - лысые, женщины - рыжие) и ритуальными сожжениями трупов, так живо контрастирующими с джипом-внедорожником, на котором эти туземцы тоже уже ездить научились.
Здорово! Можно вздохнуть спокойно и дух перевести: где стол был яств, там гроб стоит, и из этого края тихих шаманов-надомников никаких больше всемирных беспокойств не исходит.
Алексей Федорченко тоже человек. Тем более - режиссер.
Он совершенно естественно считывает из информационного поля, а точнее - из всяких конвенциональных полукивков - полунамеков этот этнографический настрой - и выдает на-гора нужный материал. Он хочет быть востребован мировым киносообществом. При этом, за что ему большое спасибо, ему удается не сильно обидеть и внутреннего потребителя национального кинопродукта. Не весело - да, чай - не Гайдай, но и не отвратительно, мерзко, уродливо и грязно. Красиво даже.
Только нудно.
И - как большой почитатель фильма Алексея Федорченко "
Первые на Луне" могу признаться: незатейливо, вопреки ожиданиям.
Ищу теплые слова - нет, нет их. Благодарность - да, есть: спасибо за незлобивость. Зная привычку высоких чувств и тонких духовных настроек забирать не сразу, не впрямую, а так, краями, как бы исподволь, честно ждала, когда подействует.
Бывает от великих … ну, выдающихся… высокодуховных, ладно, так скажем, Произведений Искусства такие ощущения: поначалу - чувство легкого голода, эмоциональная ненасыщенность, которая потом незаметно сменяется легкой же приподнятостью, такой небольшой, но ясно ощутимой эйфорией. Это и есть пресловутое эстетическое наслаждение. Из разного может складываться.
Вот, в "Первых на Луне" - это смелость мистификации, радостное хулиганство, в котором - и профессиональное мастерство, и полет фантазии, и игра со смыслами - здорово, граждане!
А здесь - скупо так…
Только не надо мне говорить, что скупость выразительных средств и смыслов - это тоже выразительное средство: тщательно пережевывая этот скупой арт-паек, ты больше арт-витаминов и арт-минералов из него выпаришь. Скупость, она скупость и есть: не пошутишь - и не весело (учитель сказал).
Овсянки: Россия - 2010
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Апичатпонг Веерасетхакул. Тропическая болезнь | Sud praladВместо этого смотреть:
Ушедшие | OkuribitoСегодня - день рождения
Эльдара РязановаВ этот день в 2008 году:
Тот, кто гасит свет киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
КинофестивалиФильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн