Ушедшие | Okuribito

Jul 10, 2009 12:19



Японский фильм «Ушедшие» на недавнем московском международном кинофестивале шел в программе «Азиатский экстрим». Но экстремального - в обычном смысле слова - в нем ничего нет. Кроме места работы главного героя. Зато азиатского, японского - сколько угодно.
Наш интерес к Японии растет. И очарование всего японского - тоже. Не через совершенную элекронную теле-радио-технику проник в нас этот интерес. Может быть, через суши? Сначала везде появились суши-бары, потом - школы японской каллиграфии, потом - шоу японских барабанщиков, кимоно как домашняя одежда, раздвижные стены в квартирах, низкая мебель и пуфики в гостиных. Мураками и Миядзаки. Такеши Китано. Аниме на каждом школьном портфеле. Мы знакомимся ближе.
Фильм «Ушедшие» Йохиро Такито, мне кажется, расскажет вам о Японии и о японцах то, что вы хотите узнать. Если вам вообще интересна эта тема. Кто живет рядом с вами на Земном Шаре. Насколько они удивительно другие. И насколько - удивительно такие же. Чего вы увидите в фильме больше - зависит от вас. Сходств или различий.


Медитативно неспешный, более грустный, чем смешной, фильм «Ушедшие» погружает вас - очень быстро, вы не успеете оглянуться и заскучать, выпав из привычного ритма - в другой ритм жизни. Так же, как в другой ритм погружается главный герой, Дайго - вдруг внезапно закончилась его престижная  работа виолончелиста в Токио - распустили оркестр. Кризис. И он быстро - пяти минут на экране не прошло - вернулся вместе с по-японски безропотной и улыбчивой женой -  в родной маленький городок. И нашел там совсем другую работу. Мастера церемонии прощания. Ну да, с ушедшими. Сюда, сюда, угрюмый перевозчик! Когда потрепанный паром уже разбит - у кого с разбега о береговые скалы во цвете лет, у кого - штормом и непогодой от старости - мастер таких церемоний необходим каждому. (В отличие, не в обиду им будь сказано, от виолончелистов - даже самых великих). Каждому человеку. На Земле. Но думать об этом не хочется. Никому. Поэтому и о людях этой необходимой профессии никому не хочется думать и знать.
Когда начинаешь смотреть фильм, думаешь, что в Японии, с ее традициями, с ее культом предков, который сразу только что ушедших предков каждой семьи делает богами этой семьи, в общем, что уж там-то с этим проблем нет, и парень просто сменил одно уважаемое искусство на другое. Но - нет. Помимо личных человеческих эгоистических и чисто физиологических переживаний на пути овладения такой непростой профессией, бывшего виолончелиста ждет и неприятие и протест окружающих, вплоть до самых-самых близких. Впрочем, почему - «бывшего»?
Через новый смысл, открывшийся ему в процессе проводов в иной мир, он вернулся и к своей виолончели, и вообще - почувствовал себя гораздо увереннее в этом, здешнем мире. Японские пейзажи. Море. Горы. Сакура. Виолончельная музыка. Прекрасные лица героев, в которых ты совсем не путаешься и видишь, какие они не похожие друг на друга люди. Балетная точность и благородство церемонии. Не то, чтобы после просмотра фильма вам сразу захочется бросить все свои суетные занятия и наняться в ритуальное агентство, но поехать в Японию, причем не в Токио, а вот в такую - деревню, к тетке, в глушь, на какое-нибудь Хоккайдо - захочется обязательно. И пожить там немного. Пусть даже без виолончели.

Ушедшие | Okuribito: Япония - 2008
Премия Оскар 2009 - Лучший фильм на иностранном языке



Моя система оценок

КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

драма, Япония, *5*, 2008, обзоры фильмов, кино

Previous post Next post
Up