Московский международный кинофестиваль закончился, а вопросы остались. Например, такой: какой из фильмов фестивальной программы надо ждать российским кинозрителям на российском экране?
Ответить на этот вопрос не так уж и просто. По опыту прошлых лет, даже фильмы-победители ММКФ не выходят в России. Если это не российские фильмы. На этот раз и речи нет о победах, конкурсный фильм "Воробей", игровой дебют немолодого документалиста Юрия Шиллера, выглядел не убедительным даже на фоне остального конкурса, тоже не очень-то поражающего воображение.
О прокате же чемпиона, то есть - победителя конкурса, венесуэльского фильма "Брат" - с таким родным для нас названием и с такой актуальной футбольной тематикой - тоже как-то пока ничего не слышно. Так что лучше будем говорить о реальных на сегодняшний день перспективах.
Самая реальная - увидеть в широком прокате фильм закрытия фестиваля, снятый председателем жюри ММКФ 2010 Люком Бессоном - "Невероятные приключения Адель" - уже в конце июля. Французская журналистка-авантюристка начала прошлого века в центре политических и мистических скандалов.
Еще один французский фильм - участник конкурсной программы "Это начинается с конца", скандальный фаворит, то есть - фаворит по скандальности. Как же, этот фильм каннские отборщики отвергли, по легенде, за нецензурность и непристойность. Канн отверг, а ММКФ пригласил в конкурс и заполучил на свою зеленую дорожку хотя бы одну мировую кинозвезду первой величины - Эммануэль Беар, исполнительницу главной роли, по совместительству - жену режиссера, сценариста, автора литературного первоисточника и исполнителя другой главной роли - Михаэля Коэна. По мнению отборщиков конкурсной программы ММКФ, недооцененный шедевр, по мнению фестивальной публики - затянутое автобиографичное самоподглядывание супругов за своими постельными (но вовсе не только в постели) сценами - так вот это кино российский зритель-таки увидит! В октябре.
Документальные "Океаны" Жака Перрена из программы "Свободная мысль" - памятуя о феноменальном успехе предыдущего фильма этого режиссера, "Птицы" - о сезонной миграции … ну, да, птиц - так вот, может быть, памятуя о том успехе, и в России тоже, прокатчики ведут переговоры и, может быть, осенью нам покажут, что же там, в океанах, делается…
Китайский фильм "Телохранители и убийцы", представленный в программе Гала-премьеры фестиваля, выйдет в российский прокат - в августе. Эпическая драма, очень даже боевая, но основанная на реальных событиях - о семи телохранителях, у каждого из которых - свой высший смысл защищать и спасать от наемных убийц врага китайской императрицы.
И самой ожидаемой для российских кинозрителей, похоже, станет "Брестская крепость" - этот фильм на фестивале был показан в ночь на 22 июня. Совместный российско-белорусский проект, студия "Централ Партнершип" и добрая старая "Беларусьфильм" по идее - не надо смеяться! - Игоря Угольникова - сняли монументальное и эпохальное полотно, которое, понятное дело, каждому захочется сравнить с "
Утомленными солнцем 2", потому что тоже - начало войны, большой бюджет, батальные сцены, хорошие актеры, наша история. Фильм выйдет в широкий прокат 4 ноября.
И это все?
Ну, вот еще из программы "Перспективы" израильский фильм про танк, про команду танка и про то, как война выглядит изнутри танка, фильм называется "Ливан" и имеет кое-какие зыбкие прокатные перспективы в какой-нибудь российской сети "не для всех".
А остальные-то фильмы? Неужели все 250-с чем-то там фильмов, показанных в разных фестивальных программах, ну ладно, исключая ретро, пусть 200 - и из них для показа сколь-нибудь широкому зрителю годятся вот эти … 5?6? Маловато будет. Может, в консерватории чего-то подправить?
Если все отобранные фильмы настолько не интересны - то зачем их отбирали? Если все-таки интересны, (а, например, документальная программа "Свободная мысль" и в этом году отличалась почти стопроцентным качеством) - значит, как-то провисает в организации фестиваля торгово-закупочный механизм.
Вот, правда, говорят, неутомимый и неистощимый Роднянский затевает канал "Кино без границ", то есть телеканал такой артхаусный, чтобы было много фильмов, хороших и разных, так вот он для начала чуть ли и не скупил на корню права большого количества сколь-нибудь смотрибельных фильмов, представленных на ММКФ. Интересная мысль.
А так сомнения в адрес ММКФ неизбывны. При чем - не в его необходимости приходится сомневаться. Конечно, здорово, когда в Москве случается такой праздник кино. Лучше, чтоб он был, чем чтоб его не было. Но это такой… не показ мод от кутюр, что будут носить в будущем сезоне в Милане и Париже… не сезонный рынок - вот, налетай, подешевело, актуально, функционально, практично! А какой-то … блошиный рынок, он же - гаражная распродажа. Возьми, Боже, что нам не гоже! От мертвого осла уши… Это если про конкурс говорить. Который, как ни крути, является сердцевиной любого фестиваля.
А вокруг него уже пристройки и флигелёчки, башенки и арочки - факультативные программы. А на ММКФ традиционно получаются одни арочки и башенки, и очень даже замечательные попадаются, а центральной части здания-то и нет…
Такой авангардный взгляд на кинофестиваль. Может быть, пора привыкнуть к нему, дать ему право на существование и не требовать, чтоб ММКФ показывал в конкурсе какие-то новые горизонты… Их можно рассматривать из других окошек - из арок и из башенок.
Еще про ММКФ:
ММКФ 2010. Начало ММКФ 2009. Итоги ММКФ 2009. Московский Международный Кинофестиваль - начало ММКФ 2008. Вспоминаем ММКФ 2007. Что было