"Жизнь других" - фильм, получивший за последний год 3 приза немецкой, 7 призов европейской - и один приз американской киноакадемий, называемый - "Оскар за лучший фильм на иностанном языке" - вышел на экраны страны.
Появление такого фильма, как "Жизнь других" - не только на фестивальных показах, не только среди лауреатов и оскароносцев, но и среди лидеров проката - явление знаковое и закономерное. В Германии, на родине героев фильма, у кинотеатров выстраиваются очереди - фильм побил кассовые сборы всех иностранных фильмов, впервые за последние десятилетия в этой стране. В Европе интерес к фильму также высок.
А мы? Пойдем посмотрим и мы, тем более - у нас на это свои причины.
Во-первых, жизненные реалии, о которых идет речь, знакомы нам не хуже, чем немцам - а речь в фильме идет о том, как в восточной германии незадолго до падения Берлинской стены развивались отношения между инакомыслящим драматургом-дессидентом и агентом Штази (аналог нашего КГБ), по долгу службы ведущего наблюдение за этим ярким представителем фрондирующей интеллигенции.
Была и у нас фрондирующая интеллигенция. И КГБ, за ней присматривающий. И так же, как и в бывшей ГДР, в бывшем Советском Союзе остаются еще люди, для которых происходящее в фильме - это узнаваемые воспоминания их собственной жизни.
А для других? Для тех, кто в бывших странах не жил, или не помнит, как жил? Для них - тоже найдутся интересные вопросы: взаимодействие с властью и с идеологией - в той или иной форме - остаются нерешенными для многих людей и сейчас.
Герой фильма "Жизнь других" - как ни странно, не инакомыслящий дессидент (кстати, реальный персонаж новейшей истории Германии, и в самом деле известный драматург Георгий Дрейман), а тот безымянный агент Штази, который - проникнув в жизнь других людей, проникся ею, ее обаянием, ее насыщенностью, яркостью, так непохожей на его собственную, полную серых будней и служения не ясно кому и чему. Проникся - и встал на сторону своих поднадзорных, превратившихся в подопечных.
А можно и шире смотреть - как человек начинает любить тех, с кем соприкасается близко - просто всилу этой близости. Даже если это враг. Заложник. Или - захватчик.
В современной Германии, после слияния, ГДР показывается не как цитадель зла и морока. Скорей, как смешная и трогательная деревня, из которой мы все выросли и поехали в город, чтобы там, наконец, зажить по-настоящему. Да, это как раз относится к тому, зачем бы нам - в России - стоило посмотреть этот фильм, во-вторых.
Дело в нем, в фильме "Жизнь других", происходит в 1984 году. Облюбованный писателями и кинематографистами давно, после Оруэлла, вынесшим его в заглавие антиутопии, и теперь, ставший прошлым двадцатилетней давности, год этот приковывает внимание. Недавняя ретро-антиутопия Алексея Балабанова "
Груз 200" тоже обозначена этим самым, на границе времен стоящим, годом.
Какое разное прошлое - и какие разные вопросы - возникают в исторической перспективе - с точки зрения этих разных- немецкого и российского - режиссеров. В том ли причина, что у нас разное прошлое? Или в том - что разное настоящее?
Одним словом, "Жизнь других" - фильм для взрослых, в лучшем смысле этого слова, людей. Которые сами умеют такие вопросы ставить, даже если не очень получается на них отвечать.
Жизнь других | Das Leben der Anderen: Германия - 2006
киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн