При нашей всеобщей любви к нашим Шерлоку Холмсу - Ливанову и Ватсону - Соломину - можно было предположить, что завоевать нас Гаю Ричи будет трудновато. Но он справился.
Хотя трейлеры и анонсы всячески пытались помешать, сообщая, что фильм Ричи опирается не на бессмертные рассказы Конан Дойля, а на вторую производную - комиксы, веселые картинки про героев с теми же именами. И нарезка кадров в трейлерах как будто подчеркивала именно такое прочтение. Но оказалось все не так.
Ну да, сюжет для расследования им придумали новенький и современненький, такой Дэн-Брауновский. Ну и хорошо! (Кстати, всегда было интересно - телевизионный Пуаро, бесконечный, расследует преступления, придуманные исключительно Агатой Кристи, или все-таки современные детективщики подключились уже?) Сюжетный стержень придумали новый.
Зато характеры, взаимоотношения, атмосферу действия воссоздали - не то, чтобы близко к тексту - но, без сомнения, с большой оглядкой на уважаемого автора литературного первоисточника.
Начиная с главной сюжетной пружины - деятельности мощного тайного оккультного общества, охватывающего крупнейших государственных чиновников Великобритании и окрестностей. Ну да, ну да. Такие общества были (и есть!), в 19 веке переживали очередной расцвет, и в Лондоне в том числе. И если Артур Конан Дойль не счел возможным подробно остановиться на их деятельности, то, скорей всего, потому, что сам был активнейшим членом такого общества. То есть это факт, что он был членом тайного общества, иллюминатом там или розенкрейцером. Оккультистом.
Просто деятельность общества и посейчас засекречена, на поверхность выходят только какие-то невинные подробности, чуть ли не смешные, такой пиар, чтобы развеять неясные подозрения и смутные сомнения: как же, сэр Конан Дойль верит в приведения и во всяких духов, участвует в спиритических кружках, где в полной темноте все держатся за руки вокруг стола и ждут, что стол начнет крутиться или издавать стуки… Ха-ха-ха, и это в эпоху, когда наука развенчала все узколобые суеверия и религиозное мракобесие!
В общем, оказывается, и наука не все развенчала, и деятельность тайных обществ столоверчением не ограничивается. Разве что для профанов. Ну, так вот из уважения к своей публике, к своим читателям, Конан Дойль и не писал о том, что там происходит, в Храме Четырех Орденов. Всерьез - не имел права, был связан всякими тайными клятвами. А в шутку - не хотел обманывать.
А Гай Ричи, вероятно, членом Храма не состоит, с него и взятки гладки.
Дальше. Вот в анонсах говорилось, что вместо Шерлока Холмса - гения дедукции нам представят Шерлока Холмса - гения боевых искусств.
Но это же тоже не противоречит первоисточнику: Шерлок Холмс во первых строках первого же рассказа предстает перед нами не мыслителем, а боксером. Помните? И дедукций в фильме Гая Ричи предостаточно, в том числе и боевых дедукций. И представлены они тоже очень наглядно и убедительно.
Доктор Ватсон в фильме выглядит не привычным нам мягкотелым недотепой, а уверенным, хотя и несколько суховатым, бойцом. Но он же, вообще-то говоря, только что вернулся с поля боя, из Афганистана, где шла война. Наверняка он там не мямлил, на поле боя. Так что его боевая выправка вполне обоснована.
На афишах, которые мозолили глаза чуть ли не месяц, опять же, пара Холмс-Ватсон вышла не лучшим образом: как два брата-акробата, Роберт Дауни-младший и Джуд Лоу смотрели на нас, синхронно развернув плечи, как по просьбе школьного фотографа. Вместо того, чтобы демонстрировать различие этих двоих, нам было продемонстрировано зачем-то их чуть ли не фотографическое сходство. Но они и в жизни вовсе не похожи друг на друга, не похожи и в фильме.
В отличие от нашей сладкой парочки, в английском современном варианте они немного поменялись ролями: Холмс у Дауни-младшего - мягче и игривее, чем Ватсон-Лоу. Но их взаимоотношения, их диалоги в фильме прописаны настолько хорошо, что сомнений не возникает: такая пара Холмс-Ватсон вполне имеет право на существование.
Дальше, дела амурные: и здесь никакой неуважительной отсебятины. Только некоторая вольность. Невеста доктора Ватсона - та же Мэри Морстен, только познакомились они, вероятно, при других обстоятельствах. Но ревнивое недовольство Холмса, у которого вот-вот какая-то девица уведет соратника, единомышленника и товарища по играм, после чего - к тому же! - Холмсу придется одному оплачивать их уютную квартирку на Бейкер-стрит, 221-Б! А чего вы хотите от человека, конечно, он противодействует этому неприятному обстоятельству, пока это в его силах.
А как же любовная линия самого Шерлока? А это небезызвестная Ирэн Адлер из рассказа "Скандал в Богемии", которую Холмс Конан Дойля называл, с придыханием, "эта женщина" и в память о которой хранил фотографию.
Здесь она представлена как международная авантюристка. Ну да, такая женщина, равновеликая самому Холмсу по уму, сообразительности, смелости и решительности, вполне тянет на даму его сердца. Но и та, биография которой только лишь смутно очерчена в рассказе Конан Дойля, разве не прорисовывается в этих смутных очертаниях именно что контуры международной авантюристки?
Да, в конце рассказа Конан Дойля она на какое-то время залегла на дно посредством рядового замужества - после большого скандала, рассорившего королевские семейства Европы решила какое-то время отсидеться в тиши и в глуши. Надолго ли? И могла ли рядовая добропорядочная англичанка так легко окручивать наследников престолов, переодеваться в мужское платье, да еще и противостоять в уловках самому Холмсу? Авантюристка, ясное дело. Международная - скандал-то был в Богемии!
Не случайно в фильме Гая Ричи Ирэн Адлер, (Рейчел МакАдамс удачно справилась с ролью), выглядит в буднично серой лондонской толпе как залетная райская птица - в платьях то цвета фукции, то ультра-марин!
Физико-химическая подоплека преступных деяний восставшего из мертвых лорда Блэквуда - еще один поклон в сторону Конан Дойля и его оригинального персонажа. И, конечно, таинственный заказчик разведовательной миссии мисс Адлер. Он всегда остается на заднем плане, зрителю как бы и забыть о нем не дают, но и напоминают лишь изредка. А потом это оказывается сам …!
Ну, если вы фильм еще не смотрели, не надо лишать вас радости открытия.
А вот те, кто смотрел, наверняка порадовались сами: ба, знакомые все лица! Впрочем, извините, лица-то нам как раз и не показали - оставили на следующую серию. Которой будем ждать с нетерпением.
Ну да, фильм напомнил, помимо дэн-брауновских экранизаций, еще французского "Видока" - о парижском гениальном сыщике того же периода, его играл Депардье, и там тоже сюжет крутился вокруг мистики и оккультизма… Однако вторичным "Шерлока Холмса" назвать никак нельзя: он очень современно снят, и трюки, и графика, масса совершенно новых придумок.
При этом история рассказано очень внятно, герои - запоминаются и вызывают симпатию, а атмосфера старого Лондона воссоздана на редкость убедительно. В отличие от большинства костюмных ретро, "Шерлок Холмс" Гая Ричи не выглядит балаганом ряженых. И лица, и костюмы, и декорации - не вызывают мысли о том, что это плохо одетые и хорошо умытые наши современники, а в кадре на фоне исторических зданий то тут, то там мелькают троллейбусные провода.
Нет! Улицы, кладбища, доки, ярмарка - везде много народа, и вся эта галдящая разномастная толпа действительно сошла как будто со знакомых страниц Диккенса.
Впрочем, что касается неубедительности и ряженности, эти упреки, конечно же, никогда не относятся к английским экранизациям своей классики.
Тут они собаку съели. И Гай Ричи тоже ел.
Шерлок Холмс | Sherlock Holmes: США - 2009
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Ангелы и демоны | Angels & Demons; Видок
Вместо этого смотреть:
Сыщик | Sleuth;
Смерть на Ниле (сериал "Пуаро")
КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн