В эти печальные дни Вячеслав Тихонов - в записях телевизионных интервью, в показах старых кинолент - не сходит с экрана. Всплывают старые забытые фильмы, интересные уже одним тем, что он там играл. Так вот, "ЧП" так нигде ни разу не показали.
А я помню по маминым рассказам - это был первый фильм, в котором Вячеслав Тихонов показался во всей красе, и произвел он - и актер, и фильм - на то поколение впечатление огромной силы. Мама говорит, именно - реальной остросюжетностью и, в то же время, бытовой органичностью. Теперь, кстати, понимаю, что суперхит начала 80-х с молодым красавцем Николаем Еременко - "Пираты ХХ века" - был сделан под впечатлением от этого фильма, хотя и с привлечением новых модных на тот момент фишек типа карате.
А вот "ЧП" - 58-го года - снят как бы вообще без фишек. Если не считать таковой козырную роль Вячеслава Тихонова - он играет искрометного одессита, который и шутками-прибаутками сыпет весь фильм, и чудеса практической сметки проявляет, и героические нестандартные ходы на пути к спасению - тоже на его счету.
И все-таки, в отличие от последующих "Пиратов", не говоря уж о более приближенных к нам по времени всевозможных наших и зарубежных боевиках о пленении, заложниках и освобождении - история 58-го года - не развлекательное шоу, не энтертеймент. Это драма, то есть психологические испытания и становления характеров, а не привычная современному зрителю картина "в кустах стоял рояль", когда в компании захваченных заложников вдруг оказывается повар, по совместительству бывший суперагент Стивен Сигал, и исход событий предрешен.
"ЧП" основан на реальных событиях, причем - по горячим следам: все события, описанные в фильме, произошли в 54-56 годах, то есть буквально пыль еще не успела осесть от этих шагов истории, а "ЧП" уже вышел в прокат.
Вот эта реальность происходящего очень хорошо считывается - в очень простецких лицах команды танкера "Полтава", захваченного в плен у берегов Тайваня военными Чан-Кайши. Можно называть фильм "агиткой" - он и не скрывает своей пропагандистской направленности.
Фильм "ЧП" - мощный советский информационный залп в одном из сражений холодной войны. (Надо сказать, залп ответный - на этот конкретный захват.) И залп очень убедительный.
Потому что очень наглядно и точно раскрывает методы воздействий, которые может использовать противник, помимо физического пленения. Команду захваченного советского корабля пытаются склонить к тому, чтобы она попросила политического убежища.
А перед этим - небольшая по времени, но довольно показательная картина мирной жизни на судне - сиречь, мирной, обыденной советской жизни. На нее тоже не вредно поглядеть свежим взглядом. Конечно, это такой взрослый детский сад: ябеды, вредины и мудрые воспитатели чуть ли не каждый шаг великовозрастных питомцев готовы рассматривать под лупой товарищеского суда. - "По коммунистически поступил этот гад, который бросил обезьянку за борт или нет? А тот, другой, который этому гаду хотел в лоб засветить, да товарищи не пустили, он - по коммунистически, что ли, себя повел?" Взрослые дядьки там судят-рядят, чудно, честное слово!
Но потом в экстремальной ситуации эта их коммунальность, суть - общинность, когда в коллективе все друг друга знают почти как себя - становится их силой.
Можно идти дальше и спрашивать себя: а для чего такое геройство несусветное проявлять, если вам предлагают то, ради чего другие, лет 15-20 спустя, будут, наоборот, идти на такой же риск. Эти проходят через адовы муки, чтобы вернуться на родину. Их недальние потомки и современники будут с таким же героизмом стремиться покинуть страну. Ради чего этот героизм? Ради того, чтобы вернуться к детям и семьям? Ну, наверное.
Но - не только. Типа, эта их коллективная сущность, командная душа, является для них сама по себе сверхценностью. С точки зрения господствующей сегодня парадигмы - практически индивидуальная неполноценность.
Самый неординарный, яркий, красивый, не стандартно мыслящий из них - моторист Виктор Райский, его и играет Вячеслав Тихонов - ясно выразит, при чем - неоднократно повторит и подчеркнет: "Я - как все. Мне никаких особых условий не надо. Я не хочу отличаться от всех"
Хотя он реально сильно отличается, такой яркий первый парень на деревне. Но чувствует-таки свою силу не в индивидуальном превосходстве, а в коллективном единении. "Эффект группы" - так это называется у психоаналитиков, когда они проводят групповые тренинги.
Кстати говоря, происходящее с героями "ЧП", если отвлечься от реального трагизма, действительно очень похоже на групповой тренинг. Во всяком случае, реальные современные тренинги частенько именно по такому сценарию проходят: когда Мастера Игры, Ведущие чередуют этапы групповые и индивидуальные, разделяя игроков и требуя от них принять решение такое же, как и вся остальная команда.
Когда вбрасывают различные вводные, предлагая отличить правду от лжи и на основании этого различия сделать следующий стратегический ход.
Когда пряник ободрения и соблазна чередуют с кнутом угроз и обвальной критики. Этот жесткий конвейер в игровой форме теперь стал чуть ли не общим местом на тренингах личностного роста.
Герои фильма "ЧП" прошли такой тренинг в реальной жизни, и создателям фильма удалось без нарочитой шаржированности показать, как это трудно. А зритель, вынужденный то и дело ставить себя на место испытуемых, теряется и смущается, отвечая самому себе на вопрос: а как бы ты себя повел? Кажется, не осталось ценностей в жизни современного человека, за которые он стал бы терпеть такие испытания и унижения. Он бы скрестил пальцы, как Виктор, переехал жить в Америку и говорил бы себе: - "Это я не всерьез, а понарошку, я так прикалываюсь, видите, я и пальцы крестом держу!" - а сам - нырь в бассейн неправильной формы и сидит там тихо.
Этот черно-белый фильм выглядит практически образцово для своей черно-белой эстетики. Да еще и диалоги вполне современным языком изложены, особенно, когда в них включается Виктор - Тихонов. Девушка, единственная женщина на корабле, возлюбленная Виктора, разумеется - тоже очень хороша, тоже выглядит лет на 30 моложе своих современниц - взгляд, силуэт, сам тип внешности для 50-х годов совсем нетипичный.
Наверное, можно сказать об этом фильме и совсем другое. Ну, например, "ходульный и протокольный", "банальная агитка".
Но я искала в нем нового (для себя) Вячеслава Тихонова и следы тех сильных эмоций, которые когда-то так потрясли мою маму и ее сверстников, мальчишек и девчонок конца 50-х. И нашла.
ЧП - Чрезвычайное происшествие: СССР - 1958
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Белое солнце пустыниВместо этого смотреть:
Змеиный полет | Snakes on a Plane;
Опасные пассажиры поезда 123 | The Taking of Pelham 1 2 3 Click to view
КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн