Каким бы был фильм "Назад в будущее", если бы снимался по первому варианту сценария

Nov 21, 2023 13:41


В отличие от живописи, музыки или скульптуры, кино творчество коллективное, причем влияние каждой детали большого механизма киносъемок настолько значимо, что способно изменить первоначальные замыслы до неузнаваемости. Это Микеланджело и Да Винчи держали в голове первоначальный замысел и строго придерживались выбранного пути до самого конца, в кинематографе же такое просто невозможно - сценарист, режиссер, оператор, актер, композитор, монтажер видят фильм по-разному. Да что там - даже цветокорректор на финальном этапе может изменить картину до неузнаваемости. И тем интереснее изучать истоки наших любимых фильмов. Поверьте, если бы их делали такими, как историю задумывали сценаристы, мы бы их сегодня не узнали. Хотите проверить? Добро пожаловать в альтернативную реальность!





Представьте себе параллельную вселенную, в которой Роберт Земекис и Боб Гейл приступили бы к съемкам "Назад в будущее", имея на руках лишь самый первый вариант сценария. Насколько сильно их фильм отличался бы от картины, которую мы знаем и любим? Были бы это те же Марти и Док или в кадре оказались бы не просто другие актеры, а иные характеры? Удалось бы авторам собрать волшебный пазл из разрозненных деталей? Да и вообще, получился бы из такой ленты шедевр на все времена? Давайте попробуем представить себе "Назад в будущее" на основании первого черновика сценария, написанного еще в 1980-м...



Самым главным отличием альтернативного фильма было бы время действия. Земекис и Гейл уселись за сценарий в 1980 году, а история их персонажей должна была разворачиваться в 1982-м и, соответственно, в 1952-м. Казалось бы, что такое три года в масштабе жизни Вселенной, но на деле под угрозой из-за этого оказывался один из главных символов трилогии - собственно сама машина времени. Фокус в том, что первую DeLorean публике показали только в 1981 году, а значит, Гейл и Земекис просто не имели перед глазами футуристического автомобиля, на котором Марти пронзал время.



Ничего не зная про DeLorean, Земекис предложил машину времени сделать из... старого холодильника - герои должны были прятаться в металлический ящик и с помощью потокового конденсатора перемещаться во времени. Кстати, и сам конденсатор на машине-холодильнике назывался иначе - сперва его называли силовым преобразователем, а после конденсатором временного поля. Изобретатель DeLorean DMC-12 Джон Делореан спас авторов "Назад в будущее" и от другой серьезной проблемы. Представьте, если бы версия с холодильником вышла на экраны, а дети бы начали играть дома в путешествия во времени - проблем и даже трагедий было бы не избежать!



Словно холодильника им было мало, Гейл и Земекис изначально планировали добывать энергию для пуска машины времени весьма необычным способом - прыжок через годы происходил во время мощного радиационного выброса. Другими словами "Холодильник времени" запускался ядерным взрывом. Для этого Док и Марти должны были проникнуть на ядерный полигон и подвергнуться обстрелу охраны, а после попасть в точку поближе к эпицентру взрыва. Земекису было плохо от одной мысли о том, что у студии придется просить денег на постройку декораций полигона, поэтому в целях экономии на следующих этапах шлифовки сценария радиацию заменили на электричество высокой мощности - пригодились стоявшие на задворках Universal башенные часы, на них было решено ловить молнию.



Между прочим, я ранее назвал Эммета Брауна Доком, но в оригинальном сценарии персонаж Кристофера Ллойда не был доктором, а носил звание профессора, поэтому в первоначальном варианте правильнее было называть его Профф. Вместо ливийских террористов Профф Браун погибал от рук правительственных агентов Комиссии по ядерному регулированию, тех самых, наверное, что лишали Роберта Оппенгеймера доступа к его собственным разработкам. Поскольку оригинальный сценарий был написан в 1980-м, у Дока и Марти не было видеокамеры, они фиксировали ход эксперимента на обычный аудиомагнитофон.



Судьба Профессора вне его главного эксперимента тоже была весьма занятной. По замыслу сценаристов жил он в заброшенном кинотеатре, впрочем, затем его переселили в фургон на окраине города, а в финальной версии - в гараж. Первые наброски показывали, что открытие возможности путешествия во времени Док совершил, когда его по голове бутылкой ударила девушка. Кроме этого, у Профессора из оригинальной версии сценария не было собаки по кличке Эйнштейн - компанию в разработке безумных устройств Эммету составлял домашний шимпанзе Шемп.



Если привычного нам Дока от первоначального варианта отличали какие-то незначительные детали, то Марти Макфлай в оригинале был совершенно иным по характеру героем. Прежде всего, героем его назвать было нельзя - на эксперименты Проффа он зарабатывал нечестным путем, а именно распространением пиратских видеокассет. Впоследствии продюсеры сделали авторам замечание - студия не хотела видеть ведущим персонажем "видеопирата", все-таки это не поощрялось, поэтому Земекесу пришлось облагородить молодого героя.



Но и это не всё. Вы наверняка помните замечательную сцену с выступлением Марти Макфлая на вечернем школьном балу своих будущих родителей - здесь в его исполнении звучит "Johnny B. Goode" и с нее во всем мире стартует эра рок-н-ролла. В оригинальном сценарии произошла противоположная история - Марти уничтожил рок-н-ролл. Изначально Макфлай должен был сыграть "Blue Suede Shoes", но поскольку дело происходило в 1952 году, а эта песня в реальности была написана только в 1955-м, Марти просит музыкантов больше не исполнять ее и вообще забыть, полагая, что рок-н-ролл зародится сам по себе. И они забывают! Вернувшись в 1985-й Марти узнает, что никакого рок-н-ролла не было в принципе, а его место в мире заняла мамба - именно этот стиль стал самым популярным танцем на планете.



Интересно, что сюжетный ход со спортивным альманахом из будущего, который дает возможность сказочно обогатиться в прошлом, Гейл и Земекис придумали еще для первого фильма - причем не слишком этичным способом "поднять бабла" должен был воспользоваться Марти. В оригинальном сценарии удачные ставки были важной частью истории, но в последующих правках эту арку вырезали, как перегружающую фильм лишними действиями. Идея, как вы понимаете, не отправилась в мусорку, а стала ключевым сюжетным ходом сиквела. Стоит отметить и то, что по замыслу Земекиса, Марти выигрыши не испортили, в отличие от Биффа в "Назад в будущее 2".



Радикальному изменению по сравнению с оригинальной версией подвергся и отец Марти Джордж Макфлай - забудьте о его карьере писателя-фантаста, которую мы знаем по фильму 1985 года. В версии 1980-го Джордж был настолько неуклюж и непривлекателен, что заставить Лоррейн (в первой версии Элейн) полюбить его действительно могло только чудо. В 1980-х Макфлай старший был облысевшим стариком, а в 1952-м во время знакомства с будущей женой он проливал на себя стакан сока. Но интересно даже не это, а то, что после победы над Биффом при помощи Марти Джордж решил стать... боксером. И преуспел в этом! Впрочем, сценаристы и продюсеры быстро свернули боксерскую лавочку - любовь к насилию никого не привлекала.



Тут надо сказать, что бокс был наименьшей из проблем Роберта Земекиса и Боба Гейла. Куда страшнее было то, что в начале 1980-х ни одна студия не хотела браться за фильм о путешествиях во времени - по мнению аналитиков и бухгалтеров, этот жанр на тот момент был гарантировано убыточным. Авторы прошли через семь кругов ада и более сорока отказов, что заставляло их постоянно дорабатывать свою историю, шлифовать сценарий, экспериментировать с характерами. Изменениям подверглись имена (Марти был не Макфлаем, а Льюисом), места (школьная вечеринка называлась не "Очарование на дне моря", а "Весна в Париже") и даже музыку (Джордж и Эйлин впервые целовались не под "Earth Angel", а под "Turn Back the Hands of Time". Казалось бы мелочи, но...



Но именно из этих мелочей и выстроилось в итоге большое и любимое миллионами кино. Пришлось сменить Эрика Штольца на Майкла Джея Фокса, а Клаудию Уэллс на Элизабет Шу, пришлось переписать важные сюжетные ходы и изменить целые пласты времени, пришлось с боями прорываться через черствость Universal и на износ эксплуатировать мощности Amblin Entertainment. Всё ради того, чтобы мы с вами сегодня в любое время могли себе позволить усесться перед экраном большого домашнего телевизора и включить лучшее в мире фантастическое приключенческое кино. Да это же само по себе фантастика!



Надеюсь, что и наше с вами путешествие в альтернативную вселенную первого варианта "Назад в будущее" было для вас познавательным и интересным - буду рад любым откликам в комментариях. И продолжу, пожалуй, эту тему - есть у меня на примете еще пара фильмов, которые изначально планировались совсем иными. Заглядывайте на канал регулярно - новые тексты вас непременно порадуют. А еще лучше - подписывайтесь на канал в телеграме, там тепло и по-домашнему. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не прячьтесь в холодильнике, и...

Увидимся в кино!

фантастика, назад в будущее, кино

Previous post Next post
Up