Не учи ученого: 10 научно-фантастических фильмов, в которых наукой и не пахнет

Jan 07, 2025 20:40


Кинематограф - один из самых лживых видов искусства. По разным причинам и с разнообразными целями зрителю врут в кино на каждом шагу - от байопиков, в которых факты вывернуты наизнанку, до комедий, где выдуманные ситуации заставляют нас смеяться. Но самый переполненный обманом жанр - это научная фантастика. Ведь это, по сути, оксюморон - если идея основана на подлинных открытиях ученых, то фантазировать здесь нечего, а если выдумка выходит за пределы законов физики, то это уже не научная, а наукообразная фантастика. Но сражаться с устоявшимися выражениями - так себе затея. Проще будет разоблачать, так называемую "научную фантастику", в которой от науки нет ничего. И сегодня я покажу вам несколько наиболее ярких примеров, такого обмана.





Нужно при этом оговориться, что многие из указанных ниже картин я горячо люблю, в том числе и за то, как в них показаны полеты в космос, перемещения во времени или игры с разумом. Это прекрасные драмы, приключения, боевики! Но "научной" такую фантастику называть не очень верно - кому-то из ученых это даже может быть обидно. К счастью, мы любим кино не столько за достоверность, сколько за эмоции, которые история может нам подарить. Но иногда хочется, чтобы у эмоций был сколько-то логичный фундамент. Так давайте же посмотрим, на какую науку опираются наши любимые фантастические картины.



Начало

Сам Кристофер Нолан просит считать его "Начало" боевиком об ограблении. И действительно, картина в центр сюжета ставит классические взлом с проникновением, нацеленные на своеобразное перераспределение собственности. Другое дело, что для хитроумных манипуляций герои выбирают весьма нетривиальный способ - внедрение в чужой сон и управление на уровне подсознания. Это, разумеется, фантастика, но не больно-то научная - ведь пока нейробиологи не слишком хорошо разобрались в физиологии сновидений, в управлении сюжетами снов или, тем более, в проникновении внутрь этих сюжетов. Данная фаза активности мозга по-прежнему остается малоизученой.



Армагеддон

Блокбастер Майкла Бэя "Армагеддон" - пример того, во что можно превратить здравую идею, если за нее берется дилетант, имеющий весьма смутные представления о реальных полетах в космос. Да, действительно, вероятность того, что Земля когда-нибудь окажется под угрозой столкновения с пусть даже небольшим космическим телом, существует. И да, это может оказаться проблемой, с которой прежде человечество не сталкивалось. Но совершенно точно можно сказать, что ни одно космическое агентство не предпочтет отправить в космос специалистов в другой области взамен опытных космонавтов и астронавтов. В "Армагеддоне" в космос летят бурильщики без специальной подготовки - неудивительно, что выжили не все.



Интерстеллар

Горячо любимый мной "Интерстеллар" заслуживает всяческого уважения за то, как трепетно его создатели подошли к вопросу представления черных дыр и демонстрации релятивистских эффектов космических путешествий. Вклад Кипа Торна, физика высочайшего уровня вполне заметен и очевиден. Но существенная часть истории Купера и его команды касается Земли, и вот тут наука, потупив глаза, вынуждена стоять в сторонке. Что за пылевые бури и массовую гибель растений выдумали авторы? Климатологи лишь разводят руками. А что за предположение о существенном уменьшении объемов кислорода в атмосфере, из-за которого человечеству грозит гибель? По расчетам астрофизиков изменение даже на один процент возможно лишь в сроки около миллиона лет. И уж совсем антинаучна мысль о том, что любовь имеет собственное измерение в физическом устройстве вселенной. Это мило, конечно, но...



Бегство Логана

Классическая антиутопия, рассказывающая о суровом существовании человека на Земле будущего, имеет много положительных черт - тут и тревога об установлении тоталитарного режима, и ужас грядущего перенаселения, и неминуемое желание человека противиться решениям общества, посягающим на его жизнь. Вкупе с увлекательным сюжетом и экшеном они делают "Бегство Логана" образцом фантастики 1970-х. Вот только есть одно "но" - автор оригинального научно-фантастического романа, а следом за ним и сценаристы неверно трактуют законы демографии и предлагают самый антинаучный способ регулирования популяции. Убивать тех, кому исполнилось 30 лет - это всё равно, что выкорчевывать те растения, которые начали цвести. Плодов от них тогда точно будет не дождаться. Общество, половина которого несовершеннолетние дети, не сможет себя содержать, не хватит рабочих рук.



Матрица

Киберпанковская "Матрица" Вачовски гораздо лучше работает как философский мысленный эксперимент, чем в качестве реальной конструкции. Безусловно, идея симуляции, в которую погружено человечество, не противоречит здравому смыслу и имеет собственную внутреннюю логику. А вот занятный фокус с энергией, добываемой из человеческого тела, критики не выдерживает. Люди и правда вырабатывают электричество, однако делать из человечества электростанцию - верх нерациональности использования имеющихся средств. Увы, такие "биобатарейки" капризны в эксплуатации, не устойчивы к отказам, хрупки, требуют тщательного ухода, а их утилизация трудоемка и энергозатратна. Не знаю, кто подсказал машинам так использовать порабощенное человечество, но дешевле и логичнее было бы от такой энергетики избавиться.



Муха

Культовый режиссер боди-хорроров Дэвид Кроненберг никогда особенно не заморачивался научным обоснованием своих ужасающих фантазий - гораздо важнее для него была человеческая составляющая со всеми присущими эмоциями. Не стала исключением и "Муха", история превращения ученого, испытывающего телепортационный аппарат, в гибрид человека и насекомого. Неудачный эксперимент, приведший к кошмарным последствиям, блистательно обыгран отличными актерами и воплощен в жизнь уникальной работой гримеров. Смотрится великолепно, но только если вы напрочь забыли биологию, которой вас учили в школе. Кроненберг с улыбкой топчет базовые принципы генетики, устами своих героев не к месту говорит о ДНК и формирует собственную "суверенную" анатомию. Гению простительно.



Патруль времени

Путешествия во времени - бесконечный источник парадоксов, логических противоречий и тупиков, которые заставляют авторов фильмов, использующих в сюжете перемещения сквозь годы, проявлять чудеса выдумки и изобретательности. Однако стоит зрителю подойти к таким картинам хоть сколько-то критически, и начинается... А почему в "Назад в будущее" Марти исчезал с фотографии не сразу, а постепенно? А почему в "Терминаторе" в машину времени нужно заходить голыми? А как происходит замещение в "Исходном коде"?... Ну, и мое любимое - про "Патруль времени". Всё вроде круто в этом боевике с Ван Даммом, даже определенное логическое обоснование подведено под основные тезисы. Но почему при встрече двух версий одного путешественника во времени кто-то обязательно должен превратиться в студень? Это какая физика может объяснить?



Шестой день

Фантастический боевик с Арнольдом Шварценеггером "Шестой день" появился на волне ажиотажа, связанного с прорывом в технологии клонирования и появления информации об овечке Долли в 1996 году. По сюжету, в не столь отдаленном будущем некий миллиардер организовал заговор с использованием клонов. Вот только сценаристы картины немного недопоняли смысл реального клонирования, а потому картина получилась хоть и яркой, но совершенно антинаучной. В реальной науке скопировать живое существо "один в один" нельзя - можно лишь взять клетки донора и вырастить "с нуля" его генетического двойника. При этом копия проживет собственную жизнь, мало зависящую от судьбы оригинала. А вот в фильме клоны почему-то делались уже взрослыми и даже с внедрением воспоминаний донора. Такого ученые не умеют, и вряд ли когда-нибудь научатся.



Люси

Базовый посыл научно-фантастического боевика Люка Бессона "Люси" породил собственный мем - герои в нем рассуждают на тему того, каким мог бы быть мир, если бы человек использовал мозг не на 10%, а на полную катушку. Героиня Скарлет Йоханссон, специальным препаратом открывшая потаенные ресурсы своего разума, обрела не только аналитические супернавыки, но и сверхспособности к телекинезу и экстрасенсорике. Многообещающее допущение, увы, далекое от реальной науки. Миф о "10 процентах использования" давным-давно учеными опровергнут. К сожалению, скрытых мощностей и недокументированных сервисов внутри черепа нет - придется шевелить теми извилинами, которые дала природа.



Парк юрского периода

Нет ничего зазорного в том, чтобы поверить в возможность заново вывести популяцию динозавров, используя частички ДНК, сохранившиеся в янтаре, и гены современных земноводных - Стивен Спилберг в своем "Парке юрского периода" показался очень убедительным, а мастера спецэффектов заставили поверить зрителей в реальность таких фокусов. Но это, увы, всего лишь антинаучный трюк. И самое забавное в нем не то, что из капли крови возрастом миллионы лет невозможно получить живые клетки. Смешно здесь то, что мы до сих пор плохо представляем себе реальный облик динозавров. Так, например, палеонтологи уже практически сошлись во мнении, что велоцирапторы были покрыты перьями, да и тираннозавр, скорее всего имел какое-то оперение. А теперь представьте себе этих ящеров в цветастом окрасе и с птичьим пушком - это будет уже совсем другое кино.



Без сомнения, этой подборкой число фантастических картин, в которых наука жестоко попирается, не ограничивается - вы легко сможете привести примеры антинаучных сюжетных ходов практически в каждой сайфай-ленте. Другое дело, что мы, наверное, и не должны ожидать научности от развлекательного контента. В конце концов, чтобы детально изучить теорию струн, нам вряд ли придет в голову смотреть "Стражей галактики", для этого есть иные источники и совсем другой образовательный подход. Кино - я повторюсь - мы смотрим для того, чтобы испытать эмоции, проникнуться чувствами, погрузиться в эйфорию или наоборот в драматизм. А там, где работают духовные практики, места настоящей науке пока не находится. Поэтому пусть научно-фантастические фильмы остаются больше фантастическими, чем научными. Так их проще любить.



И всё же не буду против ваших примеров наукообразности или антинаучности, замеченных в не упомянутых мной лентах - пишите о них в комментариях. Я же переключусь на другие темы, у нас внезапно подкрался наградной сезон, поэтому пора переключиться на серьезное актуальное кино. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно - у нас бывает интересно. А еще лучше - подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, следите за наукой, и...

Увидимся в кино!

голливуд, фантастика, кино

Previous post Next post
Up