"Ловушка": 7 вопросов, которые новый фильм Шьямалана оставил без ответа

Oct 07, 2024 10:40


Новый фильм М. Найта Шьямалана - это всегда интересно. Может быть, эффект новизны, которым оглушали "Шестое чувство", "Таинственный лес" и "Неуязвимый", уже выветрился, но этот режиссер не разучился держать зрителя в напряжении хитро выстроенной интригой. В отличие от многих других работ, "Ловушка" не делает ставку на головокружительную развязку. Больше того, то, что Джош Хартнетт в фильме исполняет роль злодея, не скрывалось даже на этапе синопсиса. Но ленту это ничуть не испортило - зрители с удовольствием наблюдали за тем, удастся ли маньяку по прозвищу Мясник вырваться из западни, расставленной полицией.





Давать оценки увиденному я не очень люблю, тем более что мое восприятие фильмов часто изменяется со временем едва ли не на противоположное. Поэтому черту под просмотром "Ловушки" правильнее будет подвести традиционными вопросами, оставленными авторами без ответов. И столь же традиционно должен отметить, что своими вопросами я не пытаюсь поймать создателей картины на сценарных промашках, режиссерских огрехах и сюжетных дырах - мне интереснее через неразгаданные загадки заглянуть в темные уголки истории, в туманное прошлое персонажей, а может и в будущее продолжение.



Поэтому, помогайте фантазировать - будем разбирать, что нам не дорассказал Шьямалан...

Планировал ли Купер убить маму Джоди?

"Ловушку", словно оправдывая ее многозначное название, наполняет множество ложных сюжетных вставок, которые постоянно заставляют зрителя отвлекаться от того, что делает Купер. Например, в первой половине картины автор заметный акцент делает на матери Джоди, одноклассницы дочери Купера, с которой у Райли возник конфликт. Женщина несколько раз отвлекает Купера от поисков способов покинуть концерт незамеченным, чем заметно его раздражает. Что еще более интересно, Мясник явно умеет быть обходительным и дружелюбным, что позволяет ему избежать многих ловушек, но с мамой Джоди он откровенно груб и вызывающе неприветлив - временами кажется, что он едва сдерживается, чтобы ее не ударить. Не была ли она в планах будущих убийств Мясника?



Не был ли Купер источником проблем Райли в школе?

В продолжение истории конфликта Райли и Джоди, который произошел в школе накануне концерта, интересно еще и следующее размышление. Во время общения с матерью одноклассницы Купер не просто грубит женщине, он словно лично заинтересован в том, чтобы примирения не произошло. Мужчина продолжает осуждать свою собеседницу и ее дочь даже после того, как мать протягивает оливковую ветвь мира, и отказывается свести девочек вместе прямо вовремя концерта. Это выглядит так, будто Купер намеренно желает оградить Райли от друзей, чтобы сделать ее более привязанной к себе. Это, в принципе, отвечает нарциссическому характеру маньяка и его желанию гиперопеки над всеми членами семьи. Так может и конфликты в школе происходят с подачи Купера?



Какие отношения были у Мыслителя и Леди Рэйвен?

Еще один отвлекающий маневр фильма - появление Мыслителя, творческого и концертного партнера Леди Рэйвен, роль которого исполнил реальный рэпер Кид Кади. Важность этого персонажа явно преувеличена - он эффектно появляется из-под пола зрительного зала, заставляя Купера пересчитать план побега, он много грубит за сценой, превращаясь в "законную жертву", наконец, он меняет отношение зрителя к певице - ведь она находится в подчинении у плохого парня. Не очень понятно, что Шьямалан хотел показать через этот тандем - возможно, только то, что Леди Рэйвен не так уж положительна, если поддерживает отношения с очевидным мерзавцем.



Была ли мать Купера его жертвой?

На протяжении всего фильма в виде галлюцинации в поле зрения Купера возникает женщина преклонного возраста. Ближе к концу мы узнаем, что это мать персонажа Хартнетта, которой давно нет в живых, но которая по-прежнему имеет на сына большое влияние. Несмотря на то, что эту слабость отмечают и доктор Грант, выстроившая психологический портрет Мясника, и Леди Рэйвен, попавшаяся на крючок маньяка, сам Купер избежал манипулятивной ловушки. Но всё это не дает ответа на важный вопрос - а не была ли мать первой или одной из первых жертв Купера? Появление призраков убитых - распространенный прием в фильмах и сериалах о маньяках, так что догадка вполне рациональна.



Сколько всего жертв на счету Мясника?

Поскольку Шьямалан не особенно глубоко погружается в предысторию Мясника, о том, насколько чудовищны его преступления, мы можем только догадываться. Нет достоверных сведений даже о том, сколько жертв за ним числится - добродушный продавец мерча на концерте по имени Джейми говорит о двенадцати убитых, но их вполне может быть больше, ведь речь шла только о достоверно установленных полицией. Смею предположить, что мать, если Купер ее действительно убил, в это число не входит, иначе мужчина точно был бы у доктора Грант на карандаше. Из сериалов мы знаем, что каждый серийный убийца имеет определенный почерк, по которому и связывают его жертв. Купер выглядит умнее многих из своего окружения, а потому мог менять свои пристрастия и водить криминалистов за нос.



Как полиция должна была узнать в Купере Мясника?

Весь саспенс фильма строится на том, что Купер позволил заманить себя в ловушку - он оказался в замкнутом помещении, оцепленном полицией и спецназом, готовым проверить каждого мужчину, пришедшего на концерт. Мы видим, что копы весьма бесцеремонны с подозреваемыми, а профайлеры натренировали их задавать такие вопросы, которые точно выдадут Мясника. Но действительно ли шансов выбраться у Купера не было? Из картины можно понять, что улик, способных выдать его "темного пассажира", у Купера было ровно две. Татуировка, которая вряд ли является прямым доказательством вины при наличии алиби. И приложение на смартфоне, но оно наверняка было тщательно спрятано. Столь исключительный лжец и манипулятор вполне мог прикрыться дочерью и пройти какую-то поверхностную проверку полицией на выходе из зала. Ловушка не кажется фатальной. Либо мы чего-то не знаем.



Удалось ли Куперу сбежать?

Третий акт ленты превратился в бесконечные "кошки-мышки" полиции и Купера. Мясника вроде бы окружали в его доме, но он смог выбраться, копы остановили его лимузин, но и здесь ему удалось уйти, в финале его загрузили в наручниках в машину, но и тут он освободился. Сцена после титров вроде бы говорит о том, что маньяк схвачен, но ровно так же она может означать и начало общенационального розыска - теперь, когда известны его имя и внешность, прятаться будет куда сложнее. Дальнейшее зависит от Шьямалана - режиссер прежде не снимал сиквелов, но история Купера вполне может получить продолжение. Этот человек слишком сильно привязан к семье, у него большие планы на сына, и он вполне может захотеть отомстить Леди Рэйвен. Поэтому не удивлюсь, если Купер окажется все-таки на свободе и вернется в "Ловушке 2".



Не решусь отнести "Ловушку" к числу лучших картин Шьямалана, но эта лента вполне способна развлечь поклонников жанра, ну, и заставить немного подумать. Хотя бы о том, действительно ли маньяк попал в смертельный капкан, или за пределы концертной площадки можно было уйти другими путями. Не могу не отметить блистательную работу Джоша Хартнетта - если и пересматривать фильм, то только ради него, он здесь на высоте во всех ипостасях: и роли веселого родителя, и в образе находчивого злодея, и в формате маньяка с налитыми кровью глазами. Удачная картина, что уже само по себе успех.



Возможно, мы к ней еще вернемся, но пока я бы хотел переключиться на другие темы - на экраны вышло столько всего интересного, и всё хочется обсудить. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и говорить о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно - у нас бывает интересно. А еще лучше - подписывайтесь на наш телеграм, тогда точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, ходите на концерты, и...

Увидимся в кино!

найт шьямалан, ужасы, хоррор, кино

Previous post Next post
Up