Нашу следующую тему для занятий подбросила мне моя дочка. Она увидела красивые иллюстрации Максима Митрофанова к сборникам сказок Павла Петровича Бажова "Малахитовая шкатулка" и "Серебряное копытце". А ещё у нас давно дома лежала книга к фильму "Книга мастеров" 2009 года, сюжет которого основан на сказе "Каменный цветок". Но о фильме будет отдельный разговор.
Сборник Эксмо "Серебряное копытце" мы ей подарили уже 3 года назад, но тогда книжка совсем не пошла. Устаревшие обороты, заводской жаргон начала 20 века, сюжеты у некоторых сказов необычные. И писались сказы не для детей. Вот хотя бы начало из книги "Медной горы хозяйка":
День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.
Самой бы понять, а тут еще и пояснять через слово придётся. Но иллюстрации к этим двум книжечкам и правда мне очень нравятся. Дети уже не дошколята и очень любят сказки.
Да и потом какой прекрасный повод поговорить об Урале, драгоценных камнях, посмотреть мультики по уральским сказкам. Планов и идей у меня как всегда больше, чем позволяет время по субботам. Но, главное, начать, тем более что процесс подготовки к урокам приносить мне не меньшее удовольствие, чем сами уроки. Уже на каникулах мы перечитали почти все сказы, где-то приходилось объяснять, где-то перефразировать. Младшая дочка часто переставала слушать. Но старшей очень понравилось. Теперь планирую на следующем уроке разобрать сюжет "Серебряного копытца" поподробнее.
Для знакомства с новой темой я пригласила всех учениц к нам на киновечер в пятницу. У нас дома нет телевизора, зато есть проектор. Поэтому можно по-настоящему насладиться домашним кинотеатром. Правда, только если качество у фильма соответстующее. И именно поэтому я встала перед дилеммой: показать "Каменный цветок" Александра Птушко 1946 года или "Книгу мастреров" 2009 года? Решила не мучить современных детей плохим звуком и качеством и показать новый фильм, неоднозначно оцененный, но более понятный и в хорошем качестве. В общем и целом детям фильм понравился, но до чего же сумбурный и аляповатый сюжет! Даже 8-летние дети это заметили и возмущались нелогичностью в поступках героев. И от сказок Бажова в фильме ничего не осталось, только глупый барин, да злой приказчик. После этого решила раздобыть "Каменный цветок" и показать в следующий раз. А еще надо мультики по сказам будет показать. Они все перечислены в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бажов,_Павел_ПетровичЗдорово, что такое возможно на домашних уроках. А чтобы закончить разговор о фильмах, поделюсь одной находкой для взрослых. В поисках удачных мультфильмов по сказкам Бажова я наткнулась на фильм "Сказы Уральских гор" 1968. Это документально-художественный фильм о творчестве Павла Бажова. Мне очень фильм понравился. В фильме хорошо сняты и сыграны самые известные сказы. И всё это ёще чередуется с записями из дневников писателя и интересными мультипликационными вставками.
Click to view
А в субботу мы уже начали урок с Уральских гор, которые разделяют Европу и Азию. Поговорили про полезные ископаемые. От какого слова образовалось слово "ископаемые" (=>учимся определять корень в слове)? Почему они полезные? Что такое минералы, а что такое металлы? А драгоценные камни почему "полезные"? Поотгадывали загадки и ребусы (найдено на просторах интернета).
И перешли к драгоценным камням, самоцветам и минералам. У меня мало украшений, но что-то я дома нашла.
Тут, конечно, продолжать урок стало очень трудно :) Все начали рассмаривать камни и примерять на себя: оникс, аметист, янтарь, живые минералы жемчуг и коралл, агаты и бирюза. Девочки - они всегда девочки.
Зато после основательной паузы мы смогли перейти к грамматике. Как же я рада, что я нашла анимированную игру "Помоги Бабе Яге" на проверку безударной гласной. Мы уже много раз говорили про проверку через множественное число и однокоренные слова, но никогда это не было так понятно и весело, как с этой игрой. За каждую правильно отгаданную букву дети получали драгоценные камни от Бабы Яги :)
Игру можно скачать здесь:
http://pedsovet.su/load/238-1-0-43493Спасибо автору Анатольевой Эльвире Васильевне.
На столе лежит книга Дианны Астон "У камня своя история". Её очень хвалили в интернете, и я не удержалась. Как раз в тему. Но, если честно, книга совсем не обязательная. Все равно мы из неё почитаем. Текста мало, так что самое то.
Под конец урока я хотела просто показать подборку фотографий красивых минералов из интернета:
http://fishki.net/1499810-60-krasivejshih-mineralov-i-kamnej.html Неожиданно для меня это превратилось в лучшее упражнение на развитие речи и придумывание сказок. Этот огненный опал Д. описала как небо на закате, как его видно из морского царства. Так что очень советую посмотреть эти фотографии с детьми.
После урока мы посмотрели уральскую сказку "Жихарка" из сборника "Гора самоцветов". Заставки у этих мультиков больно хорошие. А тут как раз про Урал.
Click to view
Но на этом тема камней не закончилась, сразу после урока наша квартира превратилась (на следующие два дня) в ювелирный магазин:)
MerkenMerken