Как очень правильно заметила Линда Сегер в своей книжке, мифом в драматургии принято называть некую универсальную жизненную ситуацию, типический сюжет, который вызывает у зрителя отклик. Эта универсальная жизненная ситуация может разыгрываться в разных обстоятельствах, герои могут выступать под разными масками, но из-за неизменного смыслового ядра, проницательному зрителю всегда будет очевидно, что он находится в рамках одного и того же мифа.
Например, фильмы о Бэтмене, Железном человеке, а также Джеймс Бонд, Доктор Хаус, Шерлок и даже Штирлиц - это все истории, воплощающие миф о супергерое. Понятная и близкая каждому, мечта об идеальном мужчине - сильном, умном, сексуальном, который всех раскидает и найдет выход из любой ситуации.
«Рабыня Изаура», «Джейн Эйр» и «Золушка» - все рассказывают одну и ту же историю о доброй девушке, с которой обращаются жестоко и несправедливо, не пускают на «бал жизни» и заставляют мыть посуду.
А в главном герое сериала «Бандитский Петербург» легко читается Гамлет. Благородный молодой человек, которым движет желание отомстить за родителей. Жажда мести заставляет его преступить черту, а дальше, как говорил Шекспир, «унесите трупы». (Слова Шекспира приводятся со слов доцента Т.Боборыкиной. То есть, возможно, он этого и не говорил.)
Так вот. История, которая опирается на миф, всегда имеет шансы вызвать отклик у зрителей. Это как франшиза, в которой правильно расставлены фигуры, стоит только наполнить ее актуальным содержанием, и золотой ключик наш. И вот здесь автора всегда подстерегает опасность совершить ошибку.
Дело в том, что любой миф характеризуется набором обязательных, так сказать, составляющих, посягнув на которые, можно разрушить алгоритм, и как следствие, провалить всю затею.
Смотрели ли вы сериал Первого канала о Шерлоке Холмсе? В котором Шерлока играл Игорь Петренко. Этот сериал - очень показательный случай разрушения мифа.
Как я уже написала выше, легенда о Шерлоке Холмсе опирается на тот же миф, что и «Агент 007» и «Бэтмен». В таком мифе действует герой, воплощающий представление о супер мужчине, который может все. Умный, смелый, уверенный в себе, такой, каким и был, например, Василий Ливанов.
Такой герой не может как Игорь Петренко обивать пороги полицейского управления, заикаясь, навязываться, получать пинки и терпеть насмешки. Напротив, своих недругов он должен с достоинством побеждать. Супергерой всегда одинок, но у него обязательно есть кто-то, кому открылся его дар, тот, кто знает его тайну, кто присягнул ему. В «Шерлоке Холмсе» - это миссис Хадсон, в «Бэтмене» пожилой дворецкий, и в «Джеймсе Бонде» это, разумеется, Эм.
В первой серии фильма Первого канала к Шерлоку относятся пренебрежительно все - и миссис Хадсон Дапкунайте, и Лестрейд, и Ватсон. Петренко выглядит просто глупо, а должен выглядеть демонически притягательно.
Кстати, о демонах! Обязательно у супергероя должна быть какая-то червоточинка, какая-то отрицательная черта характера, вроде высокомерия и упрямства. И обязательно душевные раны: смерть родителей, маска летучей мыши, генератор чего-то там в груди (Железный человек), хромота, морфий и тп.
А еще ему нужна берлога. Гнездо, штаб, пространство, в котором зрителям будет комфортно. Люди хотят видеть Шерлока Холмса, сидящего с бокалом у камина в уютной квартирке на Бейкер стрит. Никому не нужен супергерой, который снимает убогую сиротскую комнату в доходном доме, как это было придумано в сериале Первого канала. В таком мире не хочется остаться, в нем не хочется побыть как можно дольше, и совершенно очевидно, что супергерой там жить не может.
Да, миф превращается в успешную историю, когда наполняется актуальным, оригинальным содержанием. При этом, принципы, на которых он держится, не должны нарушаться.
Ну ладно, есть один жанр, где разрушение мифа как раз работает. Точнее, этот жанр как строится на разрушении мифа. Это пародия. Вот, когда монстру из фильма ужасов надевают горшок на башку ("Очень страшное кино"), мы перестаем верить, перестаем бояться, миф разрушается, и остается только смеяться, жуя попкорн.