До «Оскара» остается 30 минут, и скорее всего, через 30 минут лучшим фильмом назовут «Операцию Арго» Бена Аффлека. Но я понять не могу, что вызывает такое восхищение в этом кино?
Во-первых, там совершенно нет полной картины Ирана. Вы выходите из зала и не можете рассказать, какой была эта страна в это смутное время. На что это вообще было похоже. После просмотра так не ясно, можно ли было белому человеку ходить по улицам, или его там сразу покалечат? Непонятно - в Тегеране любого могут повесить на кране, или в город продолжают приезжать туристы, киношники, и, судя по сюжету, регулярно садятся и взлетают самолеты швейцарских авиалиний?
Для сравнения, какой яркий, понятный портрет Африки создан, например, в фильме «Оружейный барон». А в "Арго" мало исторического контекста. Не хватает сцен, которые покажут, что именно творилось в Иране.
Итак, в доме канадского посла скрылись шесть сбежавших сотрудников американского посольства, за жизни которых мы весь сеанс должны переживать. Хорошо, а про тех 52 сотрудников, которые, как нам показали, не успели сбежать, и остались там, в плену, с завязанными глазами стоять на коленях под дулом автомата? Про них надо сразу забыть и стараться не думать, пока эти сбежавшие шесть пьют вино с канадским послом? Вот, тут я вообще не поняла.
Не говоря уже о том, что в фильме ничего не происходит. Все только ждут и боятся. ЦРУ боится опозориться, а беглецы боятся, что их поймают. И только Бен Аффлек: «Все будет хорошо, поверьте. Я всю жизнь занимаюсь тем, что вытаскиваю людей, поверьте». Безвольные заложники его слушают, не стараясь особенно возражать или как-то заявлять о себе. Тебе налить еще вина? Давай... Так проходит два часа экранного времени…
Наверное, сценарий "Арго" можно было написать лучше, но, если честно, сама эта история о шести американцах и фальшивых съемках не кажется мне такой интересной, чтобы о ней делать кино. "Группа людей прошла пограничный контроль по фальшивым паспортам и легенде. Причем, ничего особенно им в этом не мешало". Это интересно?
Моя подруга говорит, что фильм классный, потому что правдиво инсценирует реальные события величайшей аферы двадцатого века. Так близко к правде, что даже актеры подобраны максимально похожие на реальных участников побега. Но, понимаете, товарищи, правда сама по себе не является художественной ценностью. Правдиво инсценировать можно любое историческое событие, но интересным это становится только тогда, когда в повествование вкладывается какая-то идея, которая пронизывает зрителей, вызывает в них эмоции. Например, в инсценировку исторических событий "Титаника" вложена близкая каждому человеку идея о том, что богатые и бедные одинаково беспомощны перед лицом катастрофы. А чем дышит фильм "Операция Арго"? В чем его боль? Очень бледно.
И еще, фраза "Арго всем в задницу", неоднократно произносимая, словно тост... Мне кажется, это из-за нее Собчак написала в твиттере слово "ужас".