Заражение / Contagion

Sep 15, 2011 19:35

Источник: New York Magazine

Самый возвышенный фильм катастрофа из когда-либо снятых



В «Заражении» Стивен Содерберг немедленно переходит к сути дела: звук кашля, предваряющий вид кашляющего, затем зрелище нищеты, умирающая Гвинет Пэлтроу (пациент номер ноль) демонстрирующая признаки (красные глаза, темные круги, мокрота) вируса, который быстро прикончит её. На экране читаем «День второй» - хорошая, больная шутка, которая обещает отсутствие тяжеловесной предыстории (чем грешит в некоторых работах Роналд Эммерих, когда слащавость грошовой мыльной оперы сочетается с миллионными CGI-эффектами). Содерберг - это анти-Эммерих: он даже не позволит Гвинни показать её длинные ножки.«Заражение» потрясает, как будто это эссенция девятичасового мини-сериала, втиснутая в 90 минут. Контакт происходит быстро: люди в аэропортах толпятся, кашляют, передают друг другу деньги (еще один вирус) - Гонг-Конг заражен, Чикаго заражен, затем Токио. Переход к новому месту действия сопровождается надписью с названием города и числом жителей - то есть количеством трупов, которые вскоре могут заполнить улицы.
«Заражение» увлекательно. Звезды на экране могут не иметь простора для проявления актерского мастерства, но вы почувствуете волну сопереживания, когда широкоплечий Лоуренс Фишборн широко шагает по Центру контроля за заболеваниями, эпидемиолог Марион Котийяр целеустремленно движется через швейцарский аэропорт, Кейт Уинслет сжимает зубы и занимается сооружением убежищ, Брайан Крэнстон ищет доказательства бреши в национальной безопасности, Эллиот Гоулд пытается вырастить всепожирающий вирус in situ, чтобы создать вакцину - ладно, Эллиот Гоулд не был бы первым в моем списке претендентов на роль одного из лучших вирусологов мира. Но он превосходен! Все звезды оставляют свои звездные эго в стороне и выкладываются по полной. И среди сухого, делового информационного потока есть линия, достойная пантеона фильмов-катастроф: «Где-то в мире неправильная свинья встретила неправильную летучую мышь». Это объясняет существование Кардашьянов, но если серьезно, народ…
Как большинство последних работ Содерберга, «Заражение» немного стерильно, и скорее похоже на кинематографическое упражнение, чем на что-то полнокровное. Конечно, это возвышенно - возможно, это самый возвышенный фильм-катастрофа из когда-либо снятых. Вирус можно понимать как буквально, так и метафорически. Содерберг использует жанровые особенности, чтобы показать мир одновременно слишком холодным (человеческие отношения разрушены, деньги испортили всех) и катастрофически погибающим. Пэлтроу, как мы видим, подцепила вирус в Гонг-Конге, работая на интернациональный конгломерат со зловещим названием, а потом распространила его в Чикаго, изменяя своему собаководу-муженьку Мэтту Дэймону (глобализация уничтожает семьи, культуры, внутренние органы). Бедняки третьего мира - живя скученно и будучи последними в очереди на вакцинацию - умирают быстрее и в больших количествах. И мы все были бы более состоятельны, если б не ели так много свинины. Но настоящий злодей в «Заражении» - это не свинья или летучая мышь. Это немытый, тихий, недовольный техноблоггер (Джуд Лоу), который вошел в контакт (эпидемиологическое значение тут тоже подходит) с венчурными инвесторами, ищущими способ разработать золотую жилу, когда десятки миллионов погибают. Этот проклятый интернет!
Есть ли надежда? Да, но она основана на героически самоотверженной личности. Учёный под руководством Гоулда добивается результата - но только путем нарушения протокола национальной безопасности. Так же поступает исследователь Дженнифер Эл (в лучшей роли фильма), которую заставил нарушить правила отец-терапевт, рисковавший своей жизнью, чтобы лечить больных. «Заражение» - провокационный фильм, который мог бы быть невыразимо трогательным, если бы Содерберг поменьше думал как врач - и позёр - и побольше как… ну, скажем, Чехов, величайший доктор-драматург, который мог распознать человека по физиологическим (и культурным) симптомам. Да, планка поднята высоко. Но миллионы людей умирают в этом фильме. Маленькие дети страдают и гибнут на экране. Не время прохлаждаться, ленивая цензура.

фильм-катастрофа, премьеры, зарубежная критика, переводы, драма

Previous post Next post
Up