Feb 17, 2018 11:19
Ну, вот мы и добрались до главного и самого кассового отечественного киноблокбастера. И даже не года - а всех времен, по крайней мере, на отчетную дату. Считать чужие деньги нехорошо, но любопытно. Пожалуй, в эти 2 миллиарда можно поверить - даже спустя месяц с лишним после премьеры залы все еще почти полны. Как оии это сделали? Как им удалось такое резвое «Движение вверх»?..
… «Они» - это ровно те же люди, которые в свое время сняли «Экипаж» и «Легенду № 17», сценарно-продюсерская команда михалковского инкубатора «ТриТэ». Два раза, говорят, в одну воронку не падает, но тут зашло в третий, да в взрыв в итоге получился самым мощным. «Научились делать», - уважительно цокают языками зрители, выходя из зала и сразу же снова заворачивая к кассе в очередь за билетами. И это правда - «Движение вверх» констатирует с неумолимостью слэм-данка, что у нас умеют снимать качественное жанровое кино. С перепадами сюжетного напряжения, катарсисами в нужных местах, визуальным рядом, за который не стыдно. Еще не Голливуд, но уже далеко и не Бердичев. Это радует. Но…
… Знаете, что «они» на самом деле сделали - в третий уже раз? На языке баскетбола, да и игровых видов спорта в целом, это называется не «движение вверх», а пас ближнему. Так можно, даже некоторые тренеры советуют: когда у тебя на площадке нет новых идей, ты не знаешь, как продвинуться вперед - сыграй надежно, проверенным стократно способом, отдай мяч ближнему, чтоб не потерять совсем (мы сейчас развертываем метафору про творчество, а не про деньги, если что). Результат гарантирован - результат в виде сохранения статус-кво. Но американцев так точно не победишь (ни в кино, ни в спорте) - это тебе не яростный и абсолютно неожидаемый никем швырок мяча от Едешко через все поле.
Я талдычу одно и то же, просто потому что хочу быть правильно понятым. «Движение вверх» само по себе - НЕ плохое и даже вполне ДОСТОЙНОЕ кино. Из самых очевидных его плюсов - выдающаяся картинка именно эпизодов игры, того самого великого баскетбольного финала Олимпиады-72. Когда я прочитал, что непосредственно съемки спортивных моментов заняли месяц, много стало понятно - усилия эти видны в кадре, игра и правда сконструирована так, что глаз не оторвешь, а напряжение зашкаливает. И, кстати, все эпизоды развязки матча при этом переданы, в отличие от многих житейских нюансов, со скрупулезной исторической точностью.
Но вот с тем, что за пределами площадки - есть явные «провисы». Именно цельной человеческой истории по большому счету, не получается, из набора эпизодов разной степени драматичности и достоверности (ну, не был капитан сборной Паулаускас, в честь которого я играл в школьной команде именно под пятым номером, в жизни никаким антисоветчиком!). Насколько хорош Машков в роли тренера Кондрашина-Гаранжина, настолько же и обезличен его обожаемый игрок Саша Белов, автор «золотого» броска. За какие заслуги актеру Ивану Колесникову вновь, после альтер эго Довлатова в «Конце прекрасной эпохи», выпадает роль знакового советского харизматика, которую он очевидно не тянет - ума не приложу. Весел и хорош дуэт грузинских баскетболистов, впрочем, это тоже ход очевидный, из серии «пас ближнему» - пара грузин всегда украсит любое застолье. Карикатурен и забавен раздобревший Башаров в образе типичного спорткомитетовского «совка».
Но все это частности, а главное - в том, что с неумолимостью того же слэм-данка русское кино вновь демонстрирует безукоризненное ремесленничество вкупе с полным отсутствием новых смыслов и идей. Мы (они?) снова берем чересчур беспроигрышную тему - спорт, патриотизм, а тут те же пиндосы как раз с Олимпиадой свежей подкузьмили, великая победа в великом финале, равного которого по драматизму не было в мировом спорте - чего париться, бери и снимай, сценарий уже сама жизнь написала, а кассовую легитимность ему придает успех «Легенды № 17». В итоге - все так и сработало. Но - что дальше? Верхний слой советских спортивных побед мы уже сняли (ну, остался еще олимпийский футбол, да пройтись по гимнастике), космос уже тоже почти весь в кинематографическом смысле наш ( см. «Время первых» и «Салют-7»)… Из архетипически победных тем остаются балет и тяжелое машиностроение, но эту руду можно копать еще года три максимум, а дальше перед сценаристами и продюсерами снова разверзнется зияющая пустота и необходимость делать не пас ближнему, а спасать матч нестандартным решением, как это сделали великие советские баскетболисты Иван Едешко и Александр Белов в 1972 году.
кино для души