Жизнь как чудо (Ангел всенародной ипотеки)

Nov 26, 2013 01:24



Каждому, кто имеет в анамнезе хоть кусочек советского детства, невероятно сложно поверить в то, что лучшим новогодним фильмом всех времен и народов является не «Ирония судьбы». Я и сам не верил, пока не посмотрел культовую для Америки рождественскую историю - снятую великим Фрэнком Капрой аж в 1946 году картину «Эта замечательная жизнь».

На годе создания не зря стоит акцентировать внимание - только кончилась война, и, разумеется, людям нужна была красивая сказка. Штука в том, что фильму Капры, при всей его наивности и прозрачности - как у хоботовской бургундской полечки - тесны рамки амплуа просто хорошего новогоднего кино, которое улыбнуло и забылось. Иначе бы его не пересматривали раз за разом люди по всему свету вот уже больше полувека.

Главный герой, Джордж Бэйли, проживает и правда замечательную жизнь. С детства спасая близких то от тюрьмы, то от смерти, отказываясь от мечты ради сохранения семейного дела, которое сегодня пафосно назвали бы «социально ответственным бизнесом в сфере загородной недвижимости», обретая любовь и семью, он четко идет своим путем - не всегда ясным и простым, но единственно честным. При всей казалось-бы-идеальности, стремящейся к ангелоподобию, создатели фильма - прежде всего, конечно, тут респект Капре и актеру Джеймсу Стюарту - умудряются показать Бэйли не ходячей картинкой с доски почета героев капиталистического труда, а вполне живым человеком. В минуты нравственного перепутья Джордж, как и все мы, мучается и сомневается, но поступает в итоге ровно так, как велит совесть - очень по-человечески делая ангельский выбор. Каждый из таких моментов - своеобразный эмоциональный пик фильма, высшая точка синусоиды чувств. Искусно проводя нас от одного такого пика к другому, в течение двух с хвостиком часов Капра ни на секунду не дает успокоиться.

Апогеем этого эмоционального накала становится, конечно, предфинальная часть картины, когда попавшему в переплет отчаяния человеку уже требуется помощь действительно ангела, который и нисходит к нему - пусть и в обличье нелепого старикана. Бескрылый ангел Кларенс показывает разочаровавшемуся «ангелу» Джорджу, какой стала бы жизнь маленького городка без его дел - не будь Джорджа на свете вообще или, допустим, если бы в саду расходящихся нравственных - или безнравственных - тропок он каждый раз делал бы поворот не туда. Возможно, слишком в лоб, без эстетских экивоков, с прямотой и искренностью рождественской песенки, Капра преподносит нам простой урок - хотите, чтобы жизнь была как чудо, так делайте чудеса сами. Собственно, настоящим ангелом для Джорджа становится его жена Мэри, которая и помогает супругу спастись от тюрьмы и позора уже в сугубо земной плоскости. И в этом тоже заключен глубокий смысл - ангелы ангелами, но человек с любыми превратностями своей судьбы может справиться сам. Если рядом есть тот, кто любит.

«Эта замечательная жизнь» смотрится абсолютно нездешним для нашего времени и при этом - суперактуальным фильмом. Через пыль десятилетий черно-белая простая картинка проникает прямо в сердце. Привыкших к всепобеждающему стебу и всепроникающему постмодернизму пафос простоты сначала как бы обескураживает. Но желание иронизировать над слишком очевидными истинами, о которых два часа рассказывает Капра, умирает в зародыше - потому что очевидность не равна банальности. Есть на свете вещи, о которых стоит говорить громко и ясно, не боясь высоких слов. Ведь только тогда ты человек, когда умеешь - хоть иногда - быть ангелом.

кино как магия, кино для души

Previous post Next post
Up