На днях я пересмотрел «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро и «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера. Удалось ли динамичному хоррору превзойти социальный фильм ужасов 1978 года?
Насколько хороши снятые с разницей в 28 лет фильмы?
Как рушится мир потребителей?
«Рассвет мертвецов» Зака Снайдера сложно назвать полноценным ремейком культового фильма ужасов 1978 года. Сходств несколько: жителей небольшого городка окружают зомби, действия в обоих фильмах разворачиваются в супермаркете.
Далее киноленты расходятся как в море корабли. По картинке хоррор Снайдера выигрывает. Чего только стоит появление зомби-толстушки, которая с криком: «Ктооо проживает на дня океана?» набрасывается на выживших.
Зомби Ромеро медлительные, не такие пугающие. Актёров массовки сначала искупали в зелёнке, а затем облили алой краской. Режиссёр оригинального «Рассвета мертвецов» понимал, что его монстры выглядят карикатурно, но согласился на такой шаг.
Зомби из "Рассвета мертвецов" 1978 года. Фото из открытых источников
Почему? Согласно данным из открытых источников, Ромеро хотел, чтобы его хоррор походил на пугающий комикс. И, как мне кажется, ему удалось достичь этого эффекта.
Отмечу, «Рассвет мертвецов» 1978 года - не просто хоррор, а философская притча, отражающая проблемы современного общества.
Недаром фильм начинается с раздрайва в телевизионной студии. Ромеро таким образом хотел показать: наша жизнь превратилась в ток-шоу, в котором люди перестали слышать друг друга. Телевидение все больше разрушает, а не созидает. Несмотря на все минусы, оно продолжает играть ключевую роль в жизни простых граждан.
Люди смотрят зомбоящик даже тогда, когда находятся в окружении зомби. Мир катится в тартарары. Не остается ничего кроме телевидения, которое продолжает доносить до людей «важную» информацию.
Кадр из фильма "Рассвет мертвецов". Фото из открытых источников
Затрагивает Ромеро и тему религии. Очень сильным получился монолог священника на крыше многоэтажного здания:
«Ани укусили на прошлой неделе. В подвале этого здания. Я дал им последнее напутствие и сказал, чтобы поступали как хотят. Они сильнее нас, но, возможно, мы станем сильнее вас».
Ромеро с уважением относится к мертвым. Поэтому его зомби не просто праздношатающиеся монстры. Они учатся, эволюционируют. Если в «Ночи живых мертвецов» ожившие люди ломились в дом, потому что хотели есть, то в «Рассвете мертвецов» они приходят в торговый центр за ответами. Монстры пытаются отыскать что-то важное, собрать воедино остатки сознания, вернуться к привычному образу жизни.
Можно ли социализировать ходячих? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но то, что они приспосабливаются - факт. Это видно в финальном эпизоде «Рассвета мертвецов».
Кадр из фильма "Рассвет мертвецов". Фото из открытых источников
Зомби Ромеро пытаются быть, а не казаться в отличие от циничных выживших. Чтобы наглядно показать это, Ромеро большую часть фильма снимает в супермаркете. В таком помещении граждане неспособны договориться, совместно противостоять врагу. Каждый единолично хочет владеть клондайком. В результате зомби становится больше.
Если не обращать внимание на устаревшую картину и карикатурных ходячих, «Рассвет мертвецов» Ромеро - хороший философский хоррор с чернокожим героем и главной героиней - обычной женщиной, которая во всем полагается на сильных мужчин.
После качалки
«Рассвет мертвецов» Зака Снайдера иной. Ремейк динамичный, со множеством пугающих экшн-сцен. Зомби тоже другие. Они превратились в олимпийских чемпионов по лёгкой атлетике.
«Когда Зак (Снайдер) сделал ремейк, это была уже совсем другая история, из области видеоигр скорее. Это хороший экшен, да. Зак - хороший экшен-режиссер. Но больше я ничего там не вижу… Хотя первые 15-20 минут - отличные», - сказал Ромеро в интервью «АфишаDaily».
Кадр из фильма "Рассвет мертвецов" 2004 года. Фото из открытых источников
Со смыслами в ремейке действительно есть проблемы. Если в оригинальном «Рассвете мертвецов» герои вынуждены покинуть супермаркет (противостояние с бандой не оставило шансов удержать объект), то в ремейке люди теряют форпост по собственной глупости.
Они могли расчистить путь от оружейного магазина до супермаркета и спасти милого парня со снайперской винтовкой. Вместо этого герои забавляются с зомби.
Люди, которые отправляются на остров, не взяли с собой припасов, оружия. В результате (как я понял по эпизоду после финальных титров) выжившие погибают на острове. Спасается только собака. Где логика?
Если оценивать два фильма, то по картинке выигрывает «Рассвет мертвецов» Снайдера. Ремейк понравится подросткам и любителям слэшера. Ценителям умных хорроров больше зайдет кинолента 1978 года выпуска.
Кадр из фильма "Рассвет мертвецов" 2004 года. Фото из открытых источников
«Рассвет мертвецов» Ромеро - законченный фильм, который заставляет задуматься. В ремейке достаточно много сюжетных дыр, нестыковок: картинка против смыслов.
Несмотря на всю критику, как мне кажется, в этой битве форматов победила дружба. А вы что думаете? Жду ваших оценок в комментариях.