От скуки и мухи дохнут. Но если бы покойный Антон Павлович увидел это, он бы вместе с мухами умер еще раз. Фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины», лауреат
«Оскара» и Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, «Золотого глобуса» и премии BAFTA, производит неоднозначное впечатление. Интеллигентные актеры, которые репетируют «Дядю Ваню», разъезжая по идеальным японским автострадам (в буквальном смысле - репетируют разговаривая с аудиозаписью на кассете), живописные пейзажи и саундтрек под ECM Records должны бы вызывать симпатию. Но вместо этого вызывают лишь желание промотать эти бесконечные паузы на третьей скорости.
Весь фильм Хамагути - это трехчасовая пауза не без попытки передать характеры и настроение, но не более того. За это время можно было посмотреть очередной нудный спектакль по Чехову по любимому
телеканалу «Культура»... Режиссер теряет любимую жену, а молодая девушка-водитель теряет мать и сестру, оба винят в своих трагедиях самих себя, но в финале приходят к глубокомысленному чеховскому выводу: надо жить дальше. Конечно, надо - живите! Только история ваша такая же безжизненная, как тот мусороперерабатывающий завод, куда девушка привозит режиссера в целях осмотра местных достопримечательностей.
Мертвенной модернистской атмосферы этому фильму добавляют статичные мизансцены, когда актеры стоят как вкопанные и монотонно бубнят свой текст. Главный герой, застав жену с любовником, не только никак не реагирует на это, не просто сбегает с места событий и избегает каких-либо обсуждений, но и после смерти жены приглашает того самого любовника (актера по профессии) в свою труппу и дает ему главную роль. Объясняется такое мужнее бесчувствие (может, толерантность?) разве что тем, что во время акта измены к жене в голову приходят необычные истории, по работе: она сочиняет сериал о старшекласснице, которая в прошлой жизни была не кем-нибудь, а миногой…
А завершает картину «инклюзивный» Чехов: пьесу играют не только на разных языках одновременно, но еще и участвует немая актриса, исполняющая свою роль на языке жестов.
Вердикт: фильм стоит смотреть, если у вас есть три часа свободного времени и хорошее настроение, которое ничем не испортить. А вот фанаты Харуки Мураками, чьим рассказом вдохновлялись авторы фильма и чья проза куда веселее, скорее всего, будут разочарованы.
P. S. Еще один «веселый» писатель Хармс написал в одном из своих «Случаев»: «Вот какие большие огурцы продаются теперь в магазинах!», а в случае Рюсукэ Хамагути с его фильмом к этому хочется добавить: и вот за такие длинные скучные фильмы теперь дают «Оскары»!
Также в этой рубрике: