Красный галстук (1948 год)

Aug 04, 2019 17:02


Знаковая для советского кино картина. Именно «Красный галстук» считается «пионером» данной темы, подхваченной и развитой со всех сторон в последующие годы. Нет, конечно, «Красный галстук» не был первым фильмом о школе и школьниках, но именно здесь появилась сюжетная коллизия, которая красной нитью протянется через всё советское школьное кино.



Валерий и Марина Вишняковы, кадр из фильма "Красный галстук"

Честно скажу - я пока не вполне уверен, что точно видел все предыдущие фильмы о школе, возможно что-то пока прошло мимо меня. Но действительно именно тут возникает очерченное противостояние героя и антигероя. И именно здесь появляется мотив «нельзя жить в обществе и игнорировать интересы этого общества» в разрезе школьного (а не взрослого) коллектива. У взрослых подобные сюжеты обусловлены другими обстоятельствами, дети же часто совершают ошибки не потому, что отстаивают особую правоту, а в силу недальновидности и неумения оценить последствия.

Главный герой - Валерий Вишняков - мальчик талантливый, но избалованный. Он ставит себя выше других, практически не встречая отпора - ну, подумаешь, поблакают что-нибудь, да и забудется. Мы наблюдаем за Валерием в самый разгар подросткового кризиса - ему 13 лет, он борется за то, что считает правильным, а правильным он считает делать только то, что хочется ему, наплевав на других. Хамит бабушке, обижает сестру Марину. Отца, директора завода, уважает и побаивается, но отец слишком занят, обратить пристальное внимание на сына ему некогда.



Шура Бадейкин, кадр из фильма "Красный галстук"

Шура Бадейкин - друг и одноклассник Валерия - попадает в беду. Его отец погиб на фронте, мама долго болела и умерла. Вишняковы-старшие принимают решение усыновить мальчика. Шура выглядит взрослее Валерия, что естественно: парня уже коснулись беды, он вынужден был распроститься с детством раньше, проблемы переходного возраста не задевают его всерьез. И как позже скажет бабушка Вишняковых: «Они /Шура и Валерий/ перетягивают друг друга, каждый на свою сторону, кто кого?»

Однажды в разговоре детей выясняется, что Валерия исключили из пионеров. Конечно, в школе это знали и ранее, но родителям и сестре мальчик ничего не говорил. Мне, признаться, не вполне понятно - как такое событие прошло мимо отца, но, возможно, дело в том, что семья недавно переехала, и в предыдущей школе просто не успели сказать. Отец, узнав о таком позоре, неприятно удивлен и, конечно же, огорчен. Разумеется, важна идеологическая подоплека, о которой отец беседует с сыном, но гораздо важнее другое - причина.



Вишняков-старший беседует с сыном, кадр из фильма "Красный галстук"

А причина - хамское поведение Валерия, его завышенное самомнение и уверенность в том, что он всегда прав, а остальное как-нибудь образуется. После разговора с отцом Валерий даже не сомневается, что проблема решится просто - он подаст заявление и его, конечно же, примут обратно. Но не тут-то было - на пионерском сборе Шура честно говорит, что не считает Валерия достойным и объясняет почему. Вишняков-младший бесится, обвиняет друга в предательстве, попрекает куском, так сказать, хлеба и крышей над головой. Оскорбленный Шура покидает семью Вишняковых…

Фильм «Красный галстук» на самом деле хороший, хотя сейчас уже не смотрится - и дело тут не в пионерах и соответствующей идеологии, а в слишком прямолинейном сюжете и разграничении «черное - белое» без полутонов. Современному человеку тяжеловато без полутонов, возникает ощущение агитки - не смотря даже на полное согласие с протагонистами истории.

Но я всё равно рекомендую к просмотру (если вам школьная тема близка) - полагаю, вы и сами без труда проведете параллели с фильмами последующих лет и с интересом проследите за развитием этой сюжетной коллизии в течение нескольких десятков лет.



Юный номенклатурщик Вася Чашкин, кадр из фильма "Красный галстук"

Отдельно отмечу замечательный пародийный образ юного номенклатурщика - члена совета дружины Васю Чашкина. Вот он - будущий комсомольский и партийный функционер и любитель правильных речей и канцеляризмов. Такие чашкины быстро ориентировались и влезали без мыла на любые руководящие посты.

Автор сценария - Сергей Михалков, режиссёры - Владимир Сухобоков и Мария Сауц, композитор - Анатолий Лепин,

Метки: детский, драма, школа, пионеры, Новый год, каток, лыжи, экранизация, Сергей Михалков

40-е, Советские фильмы, Пионерия, Школьное кино

Previous post Next post
Up