С другого ракурса: "Расёмон"

Dec 16, 2023 10:15

В 1951 году Венецианский кинофестиваль охнул - на конкурс был представлен фильм "Расёмон" малоизвестного японского режиссёра Акиро Куросавы, снятый по рассказам ("В чаще" и "Ворота Расёмон") японского же писателя Акутагава. Дальше будет и "Золотой Лев", и Оскар, и другие награды, и "внесение" Куросавы в список особенных, и появившийся активный интерес к японской культуре в целом.

Кстати, в некоторых источниках пишут, что номинация Оскара "За лучший фильм на иностранном языке" появилась из-за "Расёмона", но это не так - первым иностранным фильмом, удостоившимся главной американской кинопремии, была "Шуша" Витторио де Сика, и это был 1948 год. Но мы о другом, конечно же, а именно - смене планов, ракурсов и взглядов, коих  с "Расёмоном" связано предостаточно (и не только в сюжете).



Кадр из фильма "Расёмон" (1950)

Во-первых, сюжет, кратко: в лесу найдено тело самурая. К его гибели причастны двое - жена самурая и разбойник. Каждый из них рассказывает свою версию произошедшего, а дух самурая, вызванный местной колдуньей, свою. Это из рассказа "В чаще". Но к этим трём версиям Куросава добавил четвертую - от независимого свидетеля, который случайно всё увидел. И, вроде бы, свидетелю, как лицу заинтересованному, можно верить, но... не всё так однозначно.

Во-вторых, в те времена герои фильмов были довольно одномерными - если злодей, то злодей, если хороший человек, то хороший. Никакого тебе смешения красок, никакой житейской правдоподобности - только маски. К слову, я знаю, что подобный подход многих бесит в советских фильмах той эпохи, однако советские ничем здесь не отличались от остального мира. Да, конечно, в мировом кинематографе имелись попытки оживить героев за счет неоднозначности их характеров, но попытки были робкими и осторожными.

А тут - бах! - "Расёмон" и... полная растерянность зрителей. Кааак? ВСЕ врут? Вообще все? Никому верить нельзя? История не такая, как о ней говорят, поскольку каждый рассказывает её по-своему, в свою пользу?



Кадр из фильма "Расёмон" (1950)

Ну, разумеется, даже те, кто возмущался громче всех, отлично понимали, что в жизни именно так и происходит, но чтоб в кинооо? Да еще вот так нагло, откровенно, неприкрыто и с акцентом даже не на драматическом убийстве, не на добре и зле, а конкретно на этом вот: "никому нельзя верить".

И если, посмотрев "Расёмон", вы подивились - "Да где тут шедевр-то?!" (ну да, не всем он по душе), то знайте - шедеврами специалисты называют не то, что очень-очень популярно, а то, что привнесло в мировой кинематограф нечто очень новое. А  новое фильм Куросавы очень даже внёс, и де факто этим новым можно назвать первые шаги постмодернизма.

В-третьих, Курасову называют самым неяпонским японским режиссёром - а всё потому, что он очень любил европейское искусство (и книги, и кино) и использовал его в своей работе. Но он не подражал и не копировал, но именно что давал новый ракурс: сплав Запада и Востока.



Кадр из фильма "Расёмон" (1950)

В-четвёртых, по рассказу Акутагавы снято не менее десяти фильмов (и это не считая эпизодов в сериалах и прочих отсылок). И, возможно, я когда-нибудь до них всех доберусь :)

А в-пятых, по удивительному совпадению, у меня сейчас на просмотре несколько ремейков фильма 1937 года, и обо всех я собирался рассказать в рубрике "Кино про кино".

Вот! Шалость удалась! :
Спасибо galina_kayumova  за идею использовать фильмы при выполнении заданий Адвента :)

#такаязима, #шалостьудалась

такаязима, #такаязима, 50-е, шалостьудалась, Фильмы Японии, #шалостьудалась, Детектив

Previous post Next post
Up