Псы городских окраин. Беломоин (1965-2023).

Sep 26, 2023 06:25

Завтра в храме ГПБ №1 г. Омска состоится прощание с Сашей Беломоином, легендой омского панк-рока. Ему было 57 лет.



Саша Беломоин, 1965-2023.

Беломоин был создателем и первым вокалистом самой долгоиграющей омской панк-группы «Кровавый утренник», название тоже придумал он. В 1990-е это была одна из ярких концертных команд, часто выступавшая хедлайнерами уличных фестивалей и игравшая на разогреве у заезжих «легенд русского рока». «КУ» при Беломоине был самым «низкосоциальным», грязным, шумным, бесноватым, хулиганским панком, скандалистом и черным шаманизмом. Он выделялся из «высокоинтеллектуального» панк-рока омских команд тех лет нарочитой маргинальностью, неформальностью и несистемностью даже среди неформалов. Это был забойный и отчаянный голос самого социального дна, точно отразивший разруху послеперестроечных лет сибирских окраин. «Теплотрассница», «Королева минета», «Дайте мне шмайстер (я их убью)» - хиты Беломоина времен «КУ», гремевшие и в стенах ДК, и на городских фестивалях на «Зеленом острове», и в эфире некоторых музыкальных каналов, в неистовом кураже заводившие толпы омских подростков.



Беломоин, первые выступления "КУ" в начале 1990-х.

Саша, тихий и малоразговорчивый в тусовке, на сцене был словно языческий Бог Хаоса, шаман, заклинатель, сибирский панк-Шива, рушащий устои и общепринятые нормы ("просто так... из уваженья к огню", по БГ). К концу 90-х его асоциальная позиция стала причиной ухода из «КУ», которая стала развиваться как классическая коммерческая панк-группа. Примечательно, что в «сытые нулевые», когда панк в принципе перестал быть актуальным (и не стал еще индустрией), Беломоин «вышел из образа». Но продолжал писать свои тексты - в том же духе, ритме и с той же энергией. Голос «городских окраин» (по Шахрину) на полтора десятилетия утих по всей стране, панки «ассимилировались» с поп-культурой. И Саша пошел… в Союз омских писателей и получил там «корочку». Его панковские тексты (не могу назвать их «стихами» - за 35 лет, с его студенческих непричесанных экспериментов, они нисколько не изменились ни в плане стройности ритмов и рифм, ни в плане тематики и стиля) печатались в литературных сборниках писательского Союза. Это единственный омский панк (после Алисы Поникаровской - и, кажется, благодаря ей же), получивший членство в «официальной» организации со всей этой бюрократией, взносами и «корочками», против которых он изначально восставал в своей бешеной панк-деятельности бурной молодости.



Пожалуй, самая известная и скандальная обложка "КУ", опубликованная в журнале Толи Ширяева, а затем на одном из магнитоальбомов группы. Беломоин слева вверху.

В двадцатых Беломоин вернулся к корням. В 22-м году даже возродил панк-группу (после «КУ» были и другие, менее продолжительные) с говорящим названием «Очистные сооружения», где в числе прочего, все так же, как и 30 лет назад, исполнял свой маргинальный асоциальный хит «Шмайстер», с которым он дебютировал как панк-шоумен. Именно шоумен - так определяли его «статус» рок-критики 90-х. На 6-м десятке Саша оставался все тем же «шоуменом», с тем же набором маргинальных философем социального дна городских окраин: «фак ю еври бади, фак ю», - только уже заматеревший, закаленный смутами нового времени, «поворотами» и «ветрами перемен», голос рассерженных (и потерянных) улиц. Настоящий «пес городских окраин»  - опять же, по Шахрину:

«Пускай же тверже мышцы,
Сомнений всё меньше и меньше.
Движенья становятся резче,
Поступки становятся жёстче».

И всё же этот матерый злой панк-шаман на склоне лет оказался настоящим пацифистом, вне сцены выступал противником войн и насилия, о которых пел в своих хитах. Настоящий, сложный, энергичный, по-своему мудрый самородный маргинальный панк-философ. И «шоумен» со сценическим образом, который стоически выстраивал три десятка лет.



Здесь Саше 25 лет. Лидер группы "КУ" на отдыхе в Анапе.

Вот один из его первых текстов, написанный в 1988-м году, который он когда-то давно принес мне для публикации в «Патефон Сквер». Здесь - всё, весь Беломоин как он есть.

Бунтарь

Время пришло подводить итог,
Подводить черту, ставить точки над i.
Дни на исходе, они сочтены,
Стрелки часов подползают к нулю.
Грань бытия разделяет стремглав
Вчера и Сегодня на разных концах.
Завтрашний день не придёт никогда,
Всё в прошлом осталось, а завтра - дыра.

Рощу берёз вспоминал я давно:
Выросла роща, в неё тени полно,
За веткою ветка, росток за ростком,
С земным постоянством здесь жизнь идёт.
Но мне надоело, я так не хочу.
Во мне всё кипит, я сейчас закричу -
Хочу я порвать с притяженьем земли,
Хочу быть независим и в бездну войти!

Хватаю топор я и в рощу бегу,
Земное созданье в пылу я рублю.
Всё в щепки взметнулось, всё пало к ногам,
Но что я тем самым себе доказал? -
Опять из земли прбиваясь, росток
Расёт и упорно к солнцу ползёт.
Опять бой проигран, закон победил...
Вдруг голос пригрезился где-то вдали,

Он мне прошептал: что ж, деревья легли,
А завтра из них будут делать гробы,
Один из них твой, ты ускорил процесс.
С нутром ты бунтарским в глубины залез,
Ты грань бытия ни за что не сотрёшь,
Что всё материально ты принял за ложь.
Не станет тебя - будет кто-то другой
Разгадку искать, но погибнет герой!..
5.11.88 г.

Прощай, Беломоин. RIP.



Беломоин на фоне ДК Козицкого - здесь состоялся скандальный дебют "КУ" в 1990-м году. Спустя 10 лет в сгоревшем в пожаре этом ДК Саша с Лозовым и Белоклоковым устроили репбазу для своего "блюз-панка", нового экспериментального проекта. На этой репбазе, в темноте сожженных черных стен, в июле 2001-го мы говорили о смерти Макса Бушина, лидера группы Sunrise, которому был посвящен 2-й номер журнала "Патефон Сквер" (в публикацию вышли, в основном, комментарии Белоклокова). Апокалиптические декорации для эпохи панк-суицидов.

Рок-н-ролл, Субкультуры, Память, Омск

Previous post Next post
Up