Почему концовка Игры Престолов - лучшая из возможных

May 22, 2019 23:20





В первые сутки после выхода финальной части Игры Престолов в соцсетях пошла волна негативной критики. Но, судя по некоторым дискуссиям в ленте, она потихоньку спадает. Несмотря на такой первый отклик, положительных отзывов на самых крупных мировых агрегаторах киноотзывов все же подавляющее большинство - от 2/3 до ¾. Да, это меньше, чем в четвертом сезоне Игры, когда позитивные рейтинги составляли рекордные 91-97%. Но всё же падение не фатальное, к тому же - легко объяснимое.

Очевидно, что разочарование в сериале поспешили зафиксировать люди, поддавшиеся агрессивному маркетингу промоутеров GOT и специально оплатившие подписку на него (по большей части, впервые). Такие люди, испытавшие зависимость от интригующей саги увлекательного волшебного мира, конечно же, разочарованы ее резким завершением. А потому большую долю негативной критики обеспечивает эмоция, никак не связанная с самим сериалом - только с промоушеном. Хорошая аналогия - то же Евровидение или, допустим, прошедший год назад в России ЧМ по футболу: огромная часть населения, ранее не интересовавшаяся футболом регулярно, увлеклась им, поддавшись массовому промоушену. То же с европейской попсой. Во всех подобных акциях финал один: если не выиграл наш любимчик, то мы разочарованы, так как потратили большое количество душевных сил и нервов на ожидания, которые мы себе нафантазировали, да и к тому же - какие-никакие деньги.

Кроме того, известный факт: если мы платим за какую-то услугу, которую могли бы получить бесплатно (а большинство, все же, смотрело предыдущие сезоны в бесплатных онлайн-кинотеатрах, которые в этом году заблокированы благодаря Амедиатеке), то ожидания всегда расходятся с реальностью: мы требуем большего, мы ждем, что за плату, которую мы внесли за просмотр, сюжет должен совпасть с тем, который мы нарисовали в своей голове, либо фильм должен так восхитить нас, чтобы мы забыли о своих ожиданиях - ведь вышло еще лучше! В случае с 8-м сезоном GOT этот паттерн - ключевой. Давайте попробуем абстрагироваться от эмоций и посмотреть на финал Игры Престолов непредвзято. Я уже писал, что «угадал» 95% концовки сезона - поскольку попробовал логически продолжить сюжетные линии, которые были даны на его старте. Итак, разберем их.



Судьба Железного трона.

Все сезоны, за исключением предыстории, троном владели жестокие Ланистеры. Ланистеры, которые занимают первые три строчки популярности по опросам британской The Independent среди героев саги, пожалуй, самые сильные персонажи GOT. Они успешны, прагматичны, они лучшие воины и стратеги, грамотные управленцы, богатые и знатные аристократы - и это помимо того, что действующие монархи! Кроме того, они высокие, статные, красивые и - что самое прекрасное - очень любят друг друга. Так, что страсти между ними кипят без остановки. «Ничего нет более важного, чем мы», - говорит красавчик Джейме Ланистер своей сестре. Вынужденные скрывать свою порочную связь, мириться с ограничениями даже несмотря на свое королевское положение, потерявшие по ходу саги всех своих детей, они остаются сильны и верны самим себе.

Это настоящие аватары авторитетов современного мира, которым (на планете Земля, а не в Вестеросе) правят хитроумные влиятельные политики, банкиры, военные и олигархи - как мы их называем, «сильные мира сего». Дэвид Роткопф именует их «Суперкласс» и идентифицирует по участию в Давосе и встречах Бильдербергской группы. Про них снимаются самые рейтинговые сериалы последних лет. К примеру, «Карточный домик» или «Миллиарды». Ланистеры современного мира - в тренде и в почете, поскольку именно они владеют Интернетом, который и определяет тренды. Так что не удивительно, что Ланистеры возглавляют ТОП любимчиков большинства пассионарного соцсетевого сообщества (вспомним мыльные оперы 80-х: хитом были «Богатые тоже плачут» с весьма красноречивым названием). Даже крайне циничная и порочная Серсея - ибо она Королева и держится с достоинством, которое и должно быть у Королевы.

Но посудите сами, могла ли бы Серсея остаться у власти в финале 8-сезонного сериала, который начался с того, что Серсея по сути и владела троном? Могла ли бы сказочная сага, пусть и тяготеющая к реалистичности сюжетных перипетий (основанных во многом на средневековых дворцовых играх), закольцеваться? Любая сказка должна нести мораль. У любой сказки есть кульминация. Что бы Серсея Ланистер дала зрителям - и миру GOT, - оставшись на троне? Тирана, который итак уже не ценил жизней своего народа (даже более мягкий и добродушный персонаж - ее братец и любовник Джейме говорит в конце 8 сезона: «мне они (жители Вестероса) никогда не были важны»). Победа Ланистеров означала бы смерть (или заточение) Старков, Таргариенов и большинства прочих кланов. А важнее всего, она означала бы смерть Надежды. Революция захлебнулась в крови. Оппозиция раздавлена. Соперники уничтожены. Это даже не черные сатирики Коэны или Тарантино - это была бы абсолютная чернота ночи. Даже у Желязны в «Хрониках Амбера» Хаос (который, возможно, был прообразом Ланистеров - поскольку, как пишут некоторые эксперты, Джон Мартин и начал писать свою сагу в «ответ» Роджеру Желязны) в конце повествования предстает едва ли не «светлым началом», переворачивая представление о хаосе как о «Зле». Ибо настоящее «Зло» победить не могло. Тираны и тоталитарные лидеры государств - есть настоящее зло, по нашим теперешним представлениям. И зло должно быть наказано.

Если вы согласны с этим тезисом, то, значит, Серсея должна проиграть Дейнерис, логично? Революция должна победить тоталиратизм. Окей. Но какой тогда должен быть финал? Вариантов три: 1) Дейнерис правит вместе с Джоном Сноу; 2) Дейнерис правит одна, Джон Сноу исчезает; 3) Дейнерис исчезает, а правит Джон или кто-то третий.



Варианты конца Дейнерис.

1-й вариант самый милый. Это - сказочный хеппиэнд в духе «Властелина колец», «Гарри Поттера», «Аватара», «Сумерек», в общем - любой популярной саги любого поколения, а также - всех мелодрам и мыльных опер. Но постойте, разве GOT изначально не заявил о себе обилием сцен насилия и обсценной лексикой, черным юмором и фатализмом сюжетных перипетий? Разве не этим он взял всех нас, зрителей, подсевших в последние годы на антиутопии и циничные «реалистичные» саги о политиках, юристах, финансистах, криминальных кланах, монархах, скандальных дворянских родах и даже римских папах прошлого?! Игра не могла закончиться хэппиэндом, как бы того ни хотели прекрасные ее фанатки. А, кроме того, один из важных факторов против такого финала еще и отсутствие перспектив для продолжения саги ее издателями (об этом ниже)!

2-й вариант более манящий для истинных ценителей Игры. Свободолюбивая, прекрасная Мать драконов попирает власть тоталитарного клана Ланистеров, прогнившего в своих пороках и мизантропии. В глянцевых журналах уже много лет популярна такая «игра»: светские львицы и простые читательницы подбирают любимого персонажа как архетип и примеряют его на себя. В таких журналах самая популярная всегда Дейнерис - многие медийные женщины, селебрити ассоциируют себя с прекрасной Дейнерис, очевидно, благодаря ее красоте, молодости, страсти, магнетической привлекательности для самых мужественных мужчин Игры, а также железной воле и сверхспособностям, о которых мечтают все стремящиеся к успеху девушки современности - выходить сухой из воды в любых ситуациях и повелевать всем миром. На втором месте среди таких архетипов - конечно же, Серсея. Ее выбирают женщины, уже обладающие властью или опытом борьбы за нее. Опытные прагматики, пережившие и боль, и разочарования в личном, и жестокую конкуренцию, и интриги в карьере. Среди всех оставшихся в живых к 8-му сезону женщин-лидеров, эти две с огромным отрывом лидируют.

И все же, если Серсея почти всегда символизирует Зло («диктатор»), то очаровательная Дейнерис воспринимается зрителями как Добро. Но это не так. Дейнерис так же, как и Серсея, добивается своих целей, не смотря на цену, которую ей приходится платить. Так, она дважды ложилась под диких варвар, она сжигала целые племена, она убивала тысячи людей, она казнила за предательства и подстрекательства. У нее есть главная цель - Железный трон, и второстепенная цель - жизнь ее «детей» - драконов. Остальное не в счет. И к этим целям она идет по головам. В отличие от Серсеи, Дейнерис не имеет опыта управления, она не искушена в политических и придворных интригах, но при этом окружает себя советниками из этой «среды». Понятное дело, что ею манипулируют без зазрения, а потому она, невинное инфантильное дитя, в течение Игры не раз обжигается психологически. Она начинает доверять только тем, кто беспрекословно выполняет ее самые жестокие приказы - убивает за нее.

В итоге ее психика деформируется вопреки ее намерениям. Может она убить Серсею? Да, причем не просто «может» - она должна победить по логике развития сюжета. Может она занять Железный трон? Безусловно, и - опять же - должна. Но интрига в том, что весь сериал нас вели к волшебной миссии Джона Сноу, вернувшегося даже с того света - чтобы править. А в 8-м сезоне мы узнаем еще и то, что Джон - реальный наследник Трона. Дейнерис, конечно же, должна изгнать Джона и занять вожделенный трон. Но как это сделать, если уже многие ключевые персонажи Игры знают о том, что Сноу - законный наследник? И ценят его больше, чем Халисию, за его человеческие качества!

Единственный путь - убить их всех. Что, собственно, и намеревается сделать Дейнерис в финальной серии саги. Ее душой завладевает тьма, и режиссеры очень картинно иллюстрируют ее империю теми же образами, какими они обычно показывают Гитлера и жестоких диктаторов империй Зла из прочих фантастических саг. Этот исход сериала - шикарная концовка как с точки зрения реалистичности (инфантильные революционеры часто становятся жестокими диктаторами, как показывает человеческая история), так и с точки зрения трендов в сериальном мире (антиутопия и черная трагикомедия, которые сегодня наиболее популярны в мире). Но с точки зрения «морали басни», конечно, такой финал был бы слабым. Да и какое развитие может быть у этой истории? По сути, это то же, что и первый вариант, только Дейнерис становится Серсеей, полное отождествление: все враги изничтожены, один правитель-монарх (император!) с мизантропией и садизмом в анамнезе.

Так что, исходя из логики сюжета и концепции «развития» как саги, так и персонажей, остается только третий вариант: Дейнерис исчезает после победы над Серсеей, а правит кто-то третий. Как может исчезнуть персонаж, который сосредоточил в своих руках тотальную власть и который всю жизнь стремился только к одному - править? По законам дворцовых игр средневековья (человечество, к слову, живет и сегодня по тем же сюжетам), его должен убить кто-то близкий. Ну, Коэны могли бы убить Халисию случайным падением с дракона, например. Но здесь все же иной подход к реальности: нелепых случайных смертей не бывает, вселенная Мартина жестко детерминирована - у каждой смерти есть свой зачинщик, пусть его логика и не показывается зрителям до поры. Таким образом, Дейнерис должна пасть либо от руки Тириона (но он слаб и раздавлен горем), либо от руки Арьи (честно говоря, ставил на нее - вот была бы шикарная завязка на продолжение саги, которое уже пару лет как объявлено, к слову!), либо от руки Джона.

Избранный Король.

Так или иначе, Дейнерис должна исчезнуть. Но кто тогда будет править? Джон не просто не хочет, он на протяжении последних сезонов в принципе очень жестко отказывает всем инициативам и соглашается на титул короля Севера только под громадным давлением (при этом, он снимает с себя этот титул буквально в следующем эпизоде, встретив Дейнерис). Вспомните, как он отказывался возглавлять ворон после воскрешения. Наотрез! Джон мог бы стать королем Вестероса только в варианте хэппиэнда, став мужем Дейнерис. А его мы уже отмели. Так что Джон должен тоже уйти.

Тогда кто же? Тирион, Санса, Арья, Бран, кто еще остался из претендентов? Остальные либо очень второстепенны, либо очень непривлекательные персонажи. Итак, по сути, остаются 4 варианта: последний из Ланистеров и три Старка. Улавливаете самый главный намек Мартина, о котором мы еще ни слова не сказали? :) Но давайте будем последовательны.

Тирион - Ланистер, и этим все сказано. Да, он полная противоположность своей семье, да, он излечился от многих своих напастей (благодаря насилию и давлению со стороны его новых хозяев, правда, ну и - последующему моральному росту), но все же он: А) нелюбимый жителями Вестероса персонаж; Б) постоянно ошибающийся и довольно инфантильный, как и Дейнерис, управленец без «образования» (Джейме и Серсея хотя бы проходили «обучение» у своего властного отца); В) люди так-то не особо меняются - порвав со своими пороками, он все же должен будет вернуться к части из них, оставшись наедине с собой. Можно продолжить этот список еще, но есть ведь еще и главное - Логика Сюжета: если взглянуть на сагу «сверху», на всю карту фабулы, то мы увидим, что Мартин изначально столкнул высокие Дома для какой-то новой цели - либо сместить Ланистеров с трона, либо в принципе изменить государственный строй («сломать колесо», о чем говорит не только Дейнерис, но и Тирион в итоге). Вряд ли бы Тирион справился с такими задачами.

Санса. Ну, здесь все просто: если мы отказываемся от «гитлеров» в лице Серсеи и Дейнерис, то зачем нам нужен еще один потенциальный «гитлер» в лице Сансы? Она такая же, как и ее более популярные дамы-коллеги, инфантильная девица, прошедшая через жестокие лишения, насилие, интриги, потери, разочарования, убийства и испытание властью. Она жестокий и честолюбивый лидер, каким режиссеры ее показывали уже несколько последних сезонов. В 8-м ей даже образ и мимику изменили в духе этого преображения. Да и поведение: ведь она изначально была против Дейнерис и прочих посягателей на ее родовое гнездо. Так что концовка саги отделением Севера от остальных шести королевств - это пусть и логично с точки зрения сюжета, но это еще и «гитлер» в миниатюре - эдакий пробник тех первых двух вариантов концовки, которые мы рассматривали выше (с победой Серсеи или Дейнерис). Забегая вперед, отмечу, что в продолжении GOT, если таковое будет, Санса, наверняка, будет главным дестабилизирующим персонажем.



Арья. Из всех женских персонажей, оставшихся в Игре, это наиболее достойный, пожалуй. Арья единственная из всех познала духовный путь развития, совершила нехилый такой левелап, прокачала свои психические, физические и интеллектуальные скилзы. Она благородна и больше других желает справедливости. Но, если приглядеться, она так же инфантильна и не имеет опыта в управлении, мстительна и импульсивна. Впрочем, этот вариант был бы хорош, если бы не было четвертого.

Бран. В общем-то, все, что я хотел сказать о Бране, за меня рассказал Тирион в финальном эпизоде. Тирион озвучил мысли создателей франшизы: самое главное, что было во всем этом - это хорошая история. Хорошая история. У Брана единственного из всех была Хорошая история: он так же, как и Арья, прокачал скилзы и получил левелап; он обладает начальными навыками управления людьми (он же был лидером группы младших Старков); он благороден и не замешан ни в каких интригах; кроме прочего, он обладает сверхспособностью, как и Дейнерис - он маг, Трехглазый ворон. Он стал жертвой насилия со стороны Ланистеров, но при этом не успел поучаствовать ни в одной неподобающей с моральной точки зрения ситуации. И - он Старк.

Итак, концовка сезона, исходя из логики сюжета, должна быть такая: Дейнерис побеждает Ланистеров, затем ее убивают, Джон отказывается от престола, и трон занимает Бран Старк. Похоже на правду? Да, практически так и произошло. Я не предвидел только самой концовки финала: не предполагал, что Безупречные смогут стать влиятельной политической силой - настолько, что они будут определять решения Короля Брана о судьбе Джона Сноу. И не предвидел, что Арья уедет на… Запад от Вестероса, в неотмеченные на карте края! Впрочем, этим двум фактам суждено стать ключевыми намеками на «мораль» сюжета и на продолжение саги.



Продолжение Саги.

Еще 2 года назад HBO объявило о том, что спин-оффы все же будут: их было объявлено аж 5 штук, включая один приквел. На сегодняшний день известно, что от одного из спинов отказались, но приквел уже запущен в работу: в следующем году начнется новый сериал, рассказывающий о предыстории GOT. Намеки на продолжение были и в самом финальном эпизоде Игры. Так, все тот же Тирион, через которого, похоже, издатели решили говорить с фан-сообществом, говорит Джону буквально следующее: я не знаю, хорошо у нас все будет или плохо, спроси меня через 10 лет. Джон, будучи молодым еще мужчиной, не уверен в будущей встрече - 10 лет для него слишком долгий срок. Но мудрец Тирион знает (ведь ему на ухо нашептывают сами сценаристы!): это достаточный срок для того, чтобы появилось новое поколение фанатов (вспомним опыт «Звездных войн» хотя бы). Тирион отвечает Джону на его скептическое замечание: Джон, я бы не был так уверен в том, что мы больше не встретимся. И впервые за серию хитро улыбается в камеру. Намек двусмысленный, конечно…

И все же, про намеки это еще не все. Давайте теперь вернемся к РЕАЛЬНОМУ финалу. Королем 6 королевств стал Бран Старк. Королевой Севера стала Санса Старк. Джон Сноу (Старк по «воспитанию») отправлен на Стену. А Арья Старк - на Запад, за край известной нам карты мира. Намек не уловили? Ок, посмотрите последние минуты финальной серии. Сколько раз в кадре покажут знаки Высоких домов? И ведь все они - волки, не правда ли? Над ВСЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ МИРА теперь развиваются флаги Старков, более того, Старки разъезжаются, чтобы расширить границы своего мира!

Безупречные, ставшие грозной силой, отправлены на необитаемый остров, на котором - будучи евнухами - они и закончат свою жизнь. Дракон улетел в неизведанные дали. Из Ланистеров остался только Тирион, который под присмотром у Брана (высказавшего, кстати, ранее не появлявшиеся у его персонажа честолюбивые амбиции и хитроумные планы). Все остальные дома сломлены и обезглавлены. Старки выиграли Игру Престолов в битве Льда и Пламени, не будучи даже отмечены в заглавии саги: Лед - это белые ходоки и Король Ночи, Пламя - Драконы Таргариенов. Очень жизненная история, если вспомнить любой этап политической истории европейской цивилизации!

Напомним, что самыми положительными персонажами - и едва ли не единственными исключительно положительными в саге - были родители Старков Нед и Кейтеллин (последняя, кстати, занимает 4-ю строчку популярности персонажей в вышеупомянутом британском опросе после Ланистеров), благородные, честные, справедливые, добропорядочные. Они олицетворяют все добродетели, какими обычно сказочники наделяют «Добрых героев». Кроме того, они мудры и образованы, имеют большой опыт управления людьми и, к тому же, Короли Севера. Их старший сын Роб, хоть и не так много засветившийся на экране, достойный наследник своих благородных предков. Арья, Санса и Бран унаследовали это благородство не в меньшей мере, хотя у них и появились свои собственные черты характера, не проявленные у их родителей. Ну, а Джон Сноу, воспитанный в доме Старков как сын, и вовсе Исус саги - ведь он не просто олицетворяет Добро, ратует за мирное решение любого конфликта, призывает к добродетелям и прощению, но и буквально воскрес из мертвых, чтобы вести за собой народ к светлому будущему!

Да, такие персонажи кажутся несколько картинными на фоне всеобщей порочности в GOT (СМИ пишут, что такой характер сериала привел, например, в Турции к появлению закона, который обязывает военнослужащих не смотреть эту франшизу!). Более того, Неда Старка играет Шон Бин, который сыграл в самой популярной саге нулевых - «Властелине Колец» - Боромира, тоже аристократа и военачальника, который оказался в итоге очень слаб морально. Возможно, актер был избран не случайно - ведь от очень похожего образа и роли ожиданиями зрителей можно было легко манипулировать. Учитывая то, что GOT в принципе руководствуется «законом подлости» - то есть, выбирает такие линии сюжета, которые не ожидаются в традиционных сериалах, убивая популярных героев, показывая порочные стороны характеров, производя над ними разного рода насилия, - можно только подивиться, как им удалось сохранить образы «Светлых» персонажей. И, думается, именно по той же причине они это и сделали: вопреки ожиданиям. Кроме того, победа «Светлых» дает неисчислимые варианты продолжения.



Четыре Короля Старка.

Здесь надо еще уточнить один важный момент, который многие зрительницы восприняли негативно: Джон Сноу отправлен в Дозор, но уходит за Стену. Так вот, что на самом деле значит этот переход Джона за Стену? Джон НЕ отбывает изгнание. По плану хитроумного Брана или вопреки его договоренностям с Безупречными, Джон НЕ становится вороной, а уезжает с одичалыми, которые изначально признают в нем лидера (вспомним предыдущие сезоны) туда, где БОЛЬШЕ НЕТ СМЕРТИ. Ведь Король Ночи повержен! А значит, Север - тот, что за Стеной - теперь свободен! А вот вам еще один факт: когда одичалые выходят за Стену, камера вдруг наезжает на зеленое пятнышко травы, пробивающейся сквозь сугробы: на Север приходит Весна! Джон уходит фактически Королем Северного Севера - Королем За Стеной. Или, если хотите, Королем Весны. Третьим Королем из Старков на континенте.

Арья и вовсе едет исследовать океан на Западе. Там, где карты Вестероса в принципе заканчиваются. Что там находится? - спрашивает она, и ей отвечают: там заканчивается наша карта. Если вспомнить то, что Вестерос списан с Британского острова, а работорговцы и орды кочевников - с Евразии и Северной Африки, то на западе от них - Америка. Таким образом, колумб Арья едет явно не на край мира. Четыре Старка - все оставшиеся Старки в принципе - становятся (в будущем) правителями всей вселенной Мартина.

Ну, а помешать им в этом, наверняка, захотят наследники проигравших домов: у Бриенны Тарт может оказаться дитя Джейми Ланистера, которое захочет отомстить за отца; Тирион может оправиться и снова начать свою игру, у Арьи может оказаться дитя Баратеонов; да и отец этого ребенка тоже весьма честолюбив (кстати, Красная Женщина не зря в последних сериях акцентировала на этой паре свое внимание - а, как мы знаем, Огненный Бог, по сути, помог победить Ночь, воскресил Джона и ребят из Племени без Знамен и т.д.). Кроме того, остались амбициозные лорды и менее влиятельных домов. И все это на фоне «сломанного колеса» - ведь Бран, якобы, детей иметь не может (м?). А также не стоит списывать со счетов и возможное «перерождение» Старков, которым предстоит только пройти через испытание медными трубами. Намеки есть и на это. Ведь Санса таки добилась королевского статуса и независимости от Империи. А Бран собрал Совет по тому же типу, что были у Ланистеров - с мастерами над шептунами, войсками и проч. Возможно, он повторит судьбу одиозного Генриха VIII, которым так часто стали пугать детишек в Англии в последние годы? Так что вариантов развития GOT в формате спинофф - великое множество! И в какое развитие верить (фантазировать, ожидать): в победу условного Добра или в конкистадорство клана Старков - ваш выбор!

Мораль сей басни.

Игра Престолов не зря побила все мировые рейтинги. В этой саге без излишней деликатности были показаны все пороки человечества, а также изнанка всех Великих Идей, которыми жила и живет Цивилизация - государственные строи, войны, революции, религии, дипломатия, финансовые институты, классовые иерархии, сексуальные табу и моральные законы, излишества и извращения, вообще природа человека, далекая от совершенства, насаждаемого в разных формах и с разными мотивами. GOT показала нереалистичность принципа субъективной справедливости в реальном мире, но при этом финал Игры - все же справедлив, если смотреть на нее сверху, с точки зрения некоего Вселенского закона Логики (так, как мы прошли сегодня путем логических рассуждений о сюжете).

А самое главное: сериал показал бесконечность и неостановимость течения жизни. Не может быть «точки» или даже «запятой» в рассказе о человечестве, пусть даже и живущем в выдуманном мире. Не бывает так, чтобы закончилась революция и «все жили долго и счастливо». Жизнь продолжается, несмотря на то, что какие-то наши ожидания не оправдались. И, в целом, можно добиться справедливости, если быть ее достойным. В своей жизни или хотя бы после ее окончания. Можно было бы, справедливости ради, пройтись и по минусам финального сезона, который - из-за меньшего количества серий и большего количества событий - получился все же довольно скомканным в процессе, нарушив привычный зрителям ритм повествования. Но, как по мне, это не столь существенно, поскольку издатели не изменили своим основным принципам и сделали качественный продукт в своем духе. Браво, Мартин, и браво HBO! Отличнейший сериал и неплохое его окончание, однозначно!

(с) Кинес Кизиитов

История, Общество, Кино, Экзистенциализм, Государство, hbo, Прогнозы, В мире, Генетический код, Культуры, Свобода, Мир, Архетипы, Смерть, Конфликтология, gameofthrones, Искусство

Previous post Next post
Up