Сумбурное о Москве, вербах, журналистах и свободе слова

Nov 14, 2010 18:22

   В Москве столько моих друзей живёт (по большей части, омичей, между прочмм), что у меня полное ощущение, будто я никуда не уезжал и никуда не приезжал - жил здесь всегда, сколько себя помню. Конечно, это только ощущение, но оно ещё и прекрасное средство от обычной для переездов психологической акклиматизации. Её нет. Уже 33 дня, а я испытываю исключительно восторг и полное приятие жизни. Не понимаю, как можно не любить этот страшный, кошмарный и грязный город! Впрочем, это всего лишь его защитная реакция, хамелеония, мимикрия, если хотите. На самом деле Москва - город очень нежный. Если предыдущие 10 лет, что я бывал в столице, мне казалось, что этот город - сплошь людские потоки и бетонные конструкции, сегодня я вижу его исключительно сквозь зеленую листву и... Да, да, вы не ослышались: зелёную листву. В Москве весна! Или, как говорит Вика, затянувшееся лето. Но разве в конце лета распускаются цветы? У меня недалеко от дома уже 4 дня цветут... вербы! Настоящие вербы, друзья! А чуть дальше, в парке не так давно расцвели какие-то пушистые кустарники - белыми забавными цветами. В Царицыно и вовсе меж берёз бьётся вполне такая уже освоившаяся в ситуации изумрудная поросль, не говоря о новой травке, покрывшей все газоны в окрестности. Эта банальная метафора про зелёный ковер вполне уместна, когда гуляешь по моей Москве: в Москве весна!

А ещё важная информация для омичей. Так сказать, на заметку. Я не могу надышаться московским воздухом! Дышу, и хочется ещё и ещё - он очень вкусный, обволакивающий, свежий, почти морской... Конечно, с морским его не сравнить - это просто, видимо, эйфория не отпускает с непривычки. Но! На днях вдруг снизошло откровение, друзья: вы знаете, он отличается от омского как глянец от мата - в нём нет песка! Песка и пыли. Поэтому им хочется дышать и дышать. Такое ощущение, что ты всегда ходил в противогазе, и вот, когда опасность миновала, снимаешь его - и ощущаешь свободу во всей её безграничности - даже там, где, собственно, и не заметил бы раньше. Свежесть. Вот такая удивительная штука, омичи. Конечно, здесь нет таких невероятных, красочных, восхитительно-демонических, божественно-грандиозных закатов, как в Омске - их нигде таких нет, - но свежесть чуть влажного, а потому кажущегося кристально чистым воздуха и мягких, пружинящих ветров завораживает...

===========================================

Люди. Люди в столице - тема отдельная. Их так много, что количество перерастает в численность, а сам человек - в число. Но как есть магия чисел, красота математических формул, так есть и люди, которые перерастают эту математику внутри себя - становясь Личностями. Чаще, конечно, наоборот. Но если бы было не так, была ли бы Москва столицей? Сейчас всё стоит на пороге нового: Москва сменила мэра, мэр меняет префектов, префекты меняют сложившуюся уже при Лужкове картину уличной жизни, в стране уже без стеснения раставляются новые политические фигуры путинского пула - год до выборов - не шутка, укрепляя вертикаль его власти, засуетились олигархические структуры, предчувствуя, видимо, неспокойную зиму, даже климат - и тот меняется хаотически и беспокойно. На этом фоне, конечно же, нервничает народ, появляются новые политические и общественные силы, барыги потирают ручки и впрыскивают в хаос свои цветные инвестиции, надеясь поживиться тем, что плохо лежит. Внутренние войска с каждым днём растут в числе, оппозиция судачит о поворотном моменте в истории страны, а силовики втайне ждут гражданской войны...

Стоит ли Россия на пороге революции? В Москве все мыслят категориями катастроф, масштабами континентов и мировых корпораций - здесь невозможно ощущать жизнь мельче, чем рассматривая её под микроскопом. Теории заговоров здесь не просто кухонные страшилки или забавные фантазии - от бомжей до помощников глав крупнейших компаний все здесь думают о масонах, иллюминатах, конце света или начале новой расы. И только олигархи и министры о чём-то многозначительно молчат... Я напишу об этом позже - о московском феномене, перепрошивающем мозги любому, живущему здесь больше месяца. Это апгрейд по-столичному. Переустановка системы. Только не бойтесь, я часто сгущаю краски - в сгущенном виде картина становится яснее, так же, как и в гиперболе суть проявляется чётче. Но как любой художник, решивший писать осенний лес исключительно краплаком, я показываю не цвет - а сам лес через призму этого цвета.

На этом фоне жестокое избиение журналиста из "чёрного списка" Олега Кашина, едва не приведшее к летальному концу, вылилось в Москве в небывалые журналистские акции протеста, пикеты, митинги (а также в других городах и странах) и публикации, поднимающие вопросы, часто замалчиваемые. Пару дней назад на Пушкинской площади прошёл первый крупный пикет, объединивший более двухсот журналистов федеральных и иностранных СМИ и десятки представителей различных политических и общественных движений. Каспаровцы утверждают, что было 700 человек, но это скорее посчитаны ещё и сочувствующие в других городах. По моим подсчётам, на пикете было человек триста, не считая зевак и милиции. Однако это не так важно. Важно то, что подавляющее большинство участников - журналисты. Когда мы устраивали правозащитную акцию в Омске по поводу уволенного вопреки всем существующим федеральным законам журналиста действующим губернатором Полежаевым, местные журналисты испытывали невероятный страх за свои судьбы - а ведь там никого даже не били - и боялись даже поставить подпись под петицией, не говоря уже о том, чтобы что-то сказать вслух. Тот журналист до сих пор работает в городе, в других СМИ, и подписавшиеся под обращением к Полпреду и СЖ сорок с лишним "смелых" всё так же работают, живут и даже отстаивают свои гражданские (некоторые - и политические) позиции как в сети, так и на страницах СМИ. Ни о каком пикете тогда и речи не шло. (Правда, 11 ноября сего года омские журналисты, часть актива Омского Клуба Деловых Журналистов и всё те же лица, входившие тогда в "40 смелых", провели общественную акцию на улицах города, собирая подписи в поддержку Кашина и против произвола власти - а это уже действие.) Но в Москве сегодня всё по-другому. Фетисов, Бекетов, Кашин и другие, попавшие под огонь в мирное время (мирное ли?) - не просто случайность, не просто события. Участившиеся нападения на свобомыслящих людей, отстаивающих свои права - это всего лишь следствие происходящего. Это лишь маленькие изменения течения на поверхности океанических вод при таянии льдов. А лёд идёт давно, глубоко, мощно, и остановить его - невероятно трудно. Тому, кто привёл в движение громадные айсберги, всегда кажется, что он ими управляет. Оттого и нервничает, когда кто-то встаёт на пути его.

Призываю коллег журналистов и просто людей, имеющих активную гражданскую позицию, не оставить без внимания эту ситуацию. Медведев объявил, что виновные будут наказаны. Но если прав бывший нацбол Попков, то названные им лица вряд ли пострадают. Есть, конечно, мизерный шанс, что сказанное президентом слово "не взирая на занимаюмую должность и регалии" возымеет место - но это уже совсем другая игра, это зачистка верхов, для которой Кашин - всего лишь инструмент, повод. Впрочем, рассуждать издалека можно долго и нудно - не буду копаться в ситуации, которую не очень хорошо - пока что - понимаю. Гораздо важнее то, что процессы, начатые ещё в 2000-м году, и о которых мы вкратце писали 10 лет назад и которые предвидели ещё тогда, развёртываются на наших глазах всё жёстче и жёстче. Россия становится мощной державой, однако стоит она на не очень прочном фундаменте. И тут два пути: либо латать дыры таким вот агрессивным братоубийством, тиранизируя народ, контролируя СМИ, запугивая иностранцев; либо строить цивилизованное государство будущего (утопия!) и забить на своё геополитическое и экономическое лидерство на планете (ах, как сладно звучит, но как трудно достижимо...). Второй вариант предвидел Даниил Андреев и многие русские духовные философы, однако пока страной управляют военные ни о каком мире и согласии говорить не приходится. Второго Керенского российские элиты вряд ли допустят до власти. А без него возможно ли в России создать свободное государство?..

Сегодня важно не вдаваться в паутину пересудов, мол, кому это нужно, а решить нам самим - строим мы мир или хотим мы войны? Это только кажется, что никто не хочет войны. Многие люди живут исключительно идеей революций - французские психологи давно описали этот феномен современной цивилизации. И опередивший на столетие эту тенденцию Ленин, воспевавший мировую революцию, тому доказательство и пример. Я боюсь, что людей, желающих жить во время войны, горадо больше, чем людей, желающих мира и спокойствия. Или я не прав? На мой взгляд, первое, что нужно сделать человеку прежде чем отвечать на вызов времени - дать себе честный ответ на заданный мною только что вопрос. Лама, изгнанный из Тибета, ответил однозначно. И он строит мир, не имея возможности уже десятки лет побывать на Родине. Это не призыв практиковать увэй, это просто частный пример решения вопроса. И боже упаси - это не призыв к политическому и гражданскому самоустранению.

А ещё - в любом случае нужно поддержать Олега Кашина и других жертв современной политической системы, гасящей свободу слова в РФ. Коллеги и друзья Кашина сделали сайт, посвящённый ему. Следите за развитием ситуации, ведь Олег пришёл в сознание, и значит, затея его противников не удалась.

(с) Кинес Кизиитов

Революция, Россия, Друзья(м), Свобода, События, СМИ, Власть, Москва, Омск

Previous post Next post
Up