Уже сутки блогосфера, впрочем, как и весь рунет, обсуждает встречу Путина с актёрской братией в Питере (вот тут полное почти часовое
видео, тут
стенограмма), акцент делается прежде всего на противостоянии премьера и Юрия Шевчука, который незадолго до вчерашней встречи объявил нынешнюю власть скотами. Противостояние ожидаемое, и Шевчук оправдал эти ожидания, впрочем, как и Путин. Показательно, что в отличие от прошлогоднего более локального противостояния новосибирцев Артёма Лоскутова / Любови Беляцкой и местных гэбешников из центра "Э", когда на их родном поле - блогосфере и прочих сетевых ресурсах - стали агрессивно играть силовики-виртуалы (и, к слову, могли не раз переиграть, если бы не грамотные и активнейшие действия Любы, которые вполне могут стать классической схемой действий в подобных ситуациях для прочих неформалов и маргиналов - но об этом в другой раз), на форумах, в блогосфере и даже на сайтах СМИ в этот раз виртуальных "путинцев" практически не слышно - дискуссии идут между сторонниками "несогласных" и сторонниками более активного несогласия - то бишь исключительно между интеллигенцией, продвинутой молодёжью и оппозиционно настроенным электоратом. Это и понятно, учитывая широту площадок - за всеми не уследишь.
Учитывая десятки тысяч уже опубликованных мнений, не вижу смысла повторяться. Хочу акцентировать внимание лишь на некоторых моментах, на которые большинство зрителей не обратило внимания либо посчитало их несущественными.
Во-первых, встреча показала, что Путин так и не научился разговаривать с творческими людьми. Для него интеллигенция и прочие "свободные художники" до сих пор - буйнопомешанные дети, правда, дети большие, от которых не понятно чего ждать. Поэтому начал он свой монолог с колокольчика, переклички и очень растянутого тона воспитателя в детскиях яслях, приторно улыбаясь и как бы гипнотизируя больных детей. Затем, когда героиня встречи - Чулпан Хаматова - впервые перебила Путина, он начал теряться: Путин не привык, чтобы его перебивали, тем более - женщины, тем более - поправляя его. Но это было только начало. Было видно, что он или его команда разработали схему общения заранее: премьер должен был поддакивать актёрам во всём, что он постоянно и делал, даже вот тут, про "Марш несогласных":
Ю.Ю.Шевчук: Но Вы видите, местные власти ведь тут же забивают все площади всякими каруселями в этот день. Тут очень много лицемерия.
В.В.Путин: Я с Вами здесь согласен.
- после соглашения с оппонентами, которые выходили в разговоре на недозволенные темы, премьер обязательно шутил, как в продолжении этого диалога:
Ю.Ю.Шевчук: Я хочу Вам сказать, что в прошлом году весь город бился за спасение архитектурного центра Петербурга. Как давили, Вы даже себе не представляете, - давили страшное дело! А ведь мы дрались за город - Вы же в нем родились - удивительный, жемчужина мира. Чего только не было, какие препоны не ставили. А народ только звереет от этого. Зачем это делать? Вы же большой вес имеете, надо его там как-то...
В.В.Путин: 76 килограмм.
Ю.Ю.Шевчук: Ну что же это...
- однако на шутки пока что никто не реагировал - актёры ждали, чем закончится противостояние. И если бы на помощь Шевчуку не пришёл бы Басилашвили, возможно, шуткой бы всё и закончилось. Но актёры решили точечно бомбить территорию. В результате разговор, который должен был касаться в общем то тем благотворительности, перешёл на темы политические и социальные. Хотя, конечно, нашим актёрам ещё есть куда стремиться в плане знаний по политологии, всё же беседа вышла конструктивной: такого прецедента не было, на моей памяти, ни разу - Путина заставили говорить на невыгодные темы. И хотя 1 канал, к удивлению многих, показал часть этих диалогов, всё же смонтирован сюжет был в пользу, естественно, действующий власти, Шевчук был изображён в нём грустным косноязыким маргиналом, а актёры выглядели испуганными и не ожидавшими от певца такой смелости. На самом деле, если посмотрите полную запись, актёры выступили вполне сплочённым фронтом - единственный минус, заранее не договорились о темах беседы и получилась кое-где и вовсе каша. Пудель советской эстрады Андрей Макаревич, к примеру, со своими законопроектами по домашним животным, реально, выглядел пуделем среди людей. Но Макар оправдывает своё звание - тут и говорить не о чем. Остальные же были вполне в своей тарелке, и Путину пришлось экспериментировать, меняя инструменты - с пряника на кнут и обратно. К его удивлению, инструменты эти не производили впечатления, и премьер волновался более обычного.
А ещё, мне показалось, что эта встреча также выявила одну существенную деталь: в отличие от Медведева, Путин гораздо хуже знает право как таковое, вернее - хуже владеет юридическими терминами и понятиями - что, в целом, не удивительно, если исходить из профессий правящего тандема. Однако заметно, что Путин целенаправленно уделяет этому внимание - своему юридическому образованию, если хотите. Уж не работа ли это на ту часть электората, которая нынче лояльна действующему президенту? Кажется, что Путин уже сейчас начинает работать на возможные будущие выборы Президента, схематично, пошагово - ровно как педантичные немцы, в стране которых ВВП служил разведчиком в былые времена.
Эта "военно-шпионская" часть жизни премьера оставила в нём прекрасный лексикон, миллионы раз уже обсуждаемый в сети и независимых СМИ. Этот лексикон и соответствующая манера вырвались наружу и в этой беседе: для начала сознательно унизив Шевчука вопросом "А как Вас зовут, извините?", премьер перешёл на до боли знакомый тон. Интересно, что объявив звонок Шевчуку представителя его администрации провокацией, Путин пропустил мимо ушей заглавную фразу Чулпан Хаматовой: "Мне сказали, чтобы беседа шла непринужденно. Буду стараться это сделать". А зря - ведь две фразы идентичны: обе о том, что актёров изначально предупредили как надо себя вести и что именно обсуждать на беседе. Благо, творческая интеллигенция состоит из самодостаточных личностей, и люди сами могут решать, что важно обсудить и что нужно обсудить.
Мне, конечно, хотелось бы больше услышать вопросов касаемо культуры и развития молодёжи - так как представителей молодёжи среди актёров не было, то и вопросы эти были затронуты лишь вскользь - самарская академия искусств и законопроект о театрах. Что касается насущных вопросов творческой интеллигенции, был поднят лишь один - о существовании фондов помощи престарелым и больным актёрам. Думаю, присутствовавшим на встрече с Путиным, можно было бы побольше позаботиться о жизни и проблемах творческих субкультур, творческой молодёжи и культурных проектов вообще - а не перемалывать цифру 75 млрд рублей, которые власть планировала потратить на культуру в этом году.
Кстати, не раз в дискуссии звучали слова "дворяне", "интеллигенты", "купцы", "народ" - питерская общественность реально уже живёт категориями 19 века, вернувшись ментально уже в царские времена. Собственно, я писал уже о том, что многое, что было 100 лет назад, повторяется на наших глазах - от состояния культуры, до мировоззренческих и политических позиций, а главное - частично возвращается общественный строй того времени. И столицы это уже признали. Докатится ли до Сибири, интересно? Или здесь снова появятся большевики, меньшевики и Колчак? Надо полагать, власть делает всё, чтобы не пустить наверх новых Керенских, и у неё это получается прекрасно.
В догонку, эпизод начала полемики между певцом и премьером:
Click to view
П.С. Очень важный вопрос, поднятый Шевчуком на встрече с премьером - свобода СМИ - был полностью проигнорирован, да и сам певец, казалось, забыл о нём в жаре пунктирной полемики. А ведь это один из ключевых пунктов гражданских свобод. Одно из важнейших условий существования гражданского общества.
Путин, похоже, начинает терять позиции рейтинга. Хотя если кто-то верит, что его рейтинг упадёт до границы неизбрания на пост президента - мне кажется, тот сильно ошибается. Юристы и интеллигенция, возможно, пойдут за Медведевым или кем-то из оппозиции, однако большинство будет всё также за Путина. Очень хочется, чтобы в России наступило таки время зрелой демократии. Утопия? Возможно, но это уже другой разговор.
П.П.С. Большое спасибо актёрам за эту важную встречу, и отдельно Чулпан Хаматовой за то, что устроила такое действо.
(с) Кинес Кизиитов