Ссылки на предыдущие посты по данной тематике:
часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5,
часть 6,
часть 7,
часть 8,
часть 9,
часть 10,
часть 11,
часть 12,
часть 13,
часть 14,
часть 15.
«Первые 14 лет я занимался... проблемами американского менеджмента и вообще функционированием американской экономики. Только с 86-го года занялся проблемами международной безопасности и вопросами разоружения.
Годы изучения того, как устроен американский бизнес, не прошли даром. В конце 80-х я читал лекции по введению в рыночную экономику в школах менеджмента, курс в школе бизнеса при МГИМО, консультировал первые акционерные российские компании, которые начали появляться в то время. И участвовал в рабочей группе Комиссии по экономической реформе, которую возглавлял мой бывший учитель Леонид Абалкин. Группа подготовила первые постановления тогда еще советского правительства по акционерным обществам».
Непосредственной задачей Аверчева в ИСКАНе вплоть до смерти Андропова было изучения опыта американской экономики, с целью переноса на советские рельсы. А с 86 года он занялся проблемами вопросами разоружения. Горбачев уже у власти и лозунги перестройки уже произнесены, поезд под названием «перестройка» уже тронулся. А 15 января 1986 года Горбачев сделал свое
заявление «О сокращении, вплоть до полной ликвидации ядерных вооружений», а на XXVII Съезде КПСС заявил, что «КПСС выдвинула целостную программу полной ликвидации до конца нынешнего столетия оружия массового поражения».
«- Ну, хорошо, конец 80-х, перестройка, рыночные идеи. Но чего вдруг КПСС в конце 60-х - начале 70-х понадобилось изучать американский менеджмент?
- Трудно сказать. В таких случаях очень многие вещи определяются конкретными совпадениями. 69-й год был годом, когда еще не иссяк импульс первой попытки экономических реформ, предпринятой Косыгиным. Сейчас о "косыгинских" реформах позабыли, тогда же был пик дискуссий вокруг них. Реформы начались в 67-68-м годах, а начали глохнуть где-то в году 71-м. До августа 68-го были очень популярны идеи чехословацких реформаторов. Увлечение ими кончилось с вводом наших войск в Чехословакию. Но на уровне ЦК КПСС никаких решений о прекращении реформ еще не было. Наоборот, продолжалось обсуждение идей хозрасчета, реформы плановой экономики и перехода на стоимостные показатели. Поэтому в институт и был приглашен Мильнер. Тогда еще был очень популярен Бирман - знаменитый финансист. Поэтому Арбатов, работавший на ЦК, и создал направление, изучавшее американский бизнес, проблемы менеджмента, механизмы принятия решения в корпорации.
Мы были первыми в стране, кто занимался такими проблемами. Никто, кроме нас, не изучал специально вопросы построения организационных структур, внутрикорпоративного хозрасчета. Мы занимались и проблемами кадровой политики внутрипромышленной капиталистической корпорации. И писали материалы для ЦК о знаменитой системе планирования, программирования, составления бюджета в американском правительстве, давали рекомендации, как выстраивать программно-целевое управление».
Личное мнение Аверчева о причинах создания такой структуры, как ИСКАН, это личное мнение Аверчева. Но оно интересно, так как человек находился внутри и как говорится в таких случаях «варился в кухне». Он увязывает причины с «косыгинскими» реформами, а значит, и с самим Косыгина. Где Косыгин там и Гвишиани, где ИСКАН там Андропов, следовательно, была некоторая нетранспарентная связь Андропова и Косыгина. По крайней мере, общность интересов к западному капиталистическому опыту построения экономики.
Бирман И.Я.
А кто же такой
Бирман Игорь Яковлевич, о котором упоминает Аверчев.
Игорь Яковлевич Бирман 25 июля 1928, Москва - 6 апреля 2011, Роквилл, штат Мэриленд, США - советско-американский экономист. Автор 14 книг на пяти языках (редактировал также несколько книг и книги в соавторстве) и около 200 статей в журналах и ведущих газетах СССР-России и США (Известия, Литературная газета, Wall Street Journal, Washington Post) и др.
Родился в Москве в 1928 году. Закончил Заочный статистический институт (1949), кандидат экономических наук (1960). Начальник планового отдела трех заводов; учился в аспирантуре, работал в научно-исследовательских институтах. Член государственной (ГНТК) комиссии по экономической реформе (комиссия Ваага) (1964)[2]. Последняя должность перед эмиграцией - руководитель отдела в научно-исследовательском институте.
В 1974 году эмигрировал в США, где главным образом работал консультантом Пентагона по советской экономике, преподавал в вузах. Опроверг основные оценки ЦРУ советской экономики: величина общественного продукта, сравнительный уровень жизни, доля и размер военных расходов, «прибыльность» государственного бюджета, и т. д. Редактировал (совместно с В. Чалидзе) журнал «Russia». Предсказал, что экономика разрушит советский режим (журнал «Континент», 1981, № 28).
Во такие люди были популярны на заре ИСКАН.
Продолжение следует...